Дислексия представляет собой нарушение процесса чтения. В отличие от более тяжелой алексии, когда человек в принципе не может читать, некоторые способности к восприятию текста на материальном носителе присутствуют. Нарушение развивается в ранние годы, еще до овладения навыками чтения, предрасположенность имеется с самого рождения.
История дислексии
Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.
- Нарушения чтения — online presentation
- Проявления нарушения чтения у детей
- Нарушения чтения — online presentation
- Блог 4brain
- PDF) ДИСЛЕКСИЯ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ?
В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.
Краткие сведения о распространенности патологии и механизме ее развития
Согласно статистическим данным, расстройство встречается в той или иной форме почти у 3% населения планеты, возможно больше. Данные отличаются. Парадоксально, но основная часть лиц с описанным отклонением фиксируется в развитых странах: США, Канаде, Европейских странах. С чем это связано доподлинно неизвестно. Как предполагают исследователи, речь идет о высоком уровне информационного воздействия («интоксикации»), загрязненности информационной среды «шумом». Дислексия выступает своего рода защитным механизмом и имеет психологическое происхождение.
Мужчины страдают патологией чаще женщин. Соотношение составляет почти 5:1 соответственно. Манифестация в подавляющем большинстве случаев встречается у детей. У дошкольников обнаружить проблему сложно, если не невозможно. У школьников она становится очевидна в первый же год обучения. У взрослых дислексия формируется сравнительно редко. Причины в основном органические, от нейроинфекций до опухолей и травм.
Также статистика указывает на особенности воспитания, микроклимата в семье, эмоциональной близости ребенка — как факторы развития дислексии. Речь идет о сложном психофизиологическом комплексе.

Механизм формирования патологического процесса изучен недостаточно. Врачи говорят о нарушении высшей нервной деятельности. Чтение проходит несколько этапов: от визуального восприятия буквенных начертаний, синтеза их воедино, восприятия связей между буквами, идентификации звуковых особенностей до создания семантической связи в предложении, понимания смысла написанного в единстве. Это сложный процесс. Почему человек делает это за считанные секунды, даже не задумываясь? Психика способна к формированию так называемых автоматизмов. У детей с дислексией процесс на определенном этапе нарушается.
В зависимости от того, какой именно аспект нарушен, какая форма отклонения развилась, проводится коррекция. Способы и подходы строго индивидуальны.
Виды дислексии
Признаки дислексии — индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.
1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы. Различать буквы при письме — уже сложность для начинающего учиться ребёнка, а правильно произносить их все иногда становится невозможно: фонематическая система не успевает развиться. Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий, однородный. При фонематической дислексии:
- Путаются те же звуки, что при обучении устной речи — з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
- Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
- Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.
2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу этот вид дислексии можно путать с обычной невнимательностью. Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли. При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части. Наблюдаются следующие отклонения:
- Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
- Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
- Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.

3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании. Наблюдаются следующие характерные ошибки:
- Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
- Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний — обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.
4. Часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса «считывания» информации — тогда можно говорить об оптической дислексии. Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом — палочкой, кружком, чертой.
- Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.
5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать. Ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков и в первое время путает их, забывает, не произносит. Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию отклонений.
Существуют ли меры профилактики?
Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.
- Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
- Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
- Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
- Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
- Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
- Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.
Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.
В домашних условиях можно только организовать профилактику.
Какие известные личности страдали дислексией?
Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,
Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.
Диагностика и признаки
Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:
- специальные тесты для выявления проблем с чтением;
- исследование головного мозга.
При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:
- логопеду;
- детскому психологу:
- неврологу.
Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.
Ранние признаки:
- проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
- ребёнку сложно выполнить простые указания;
- малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
- никак не удаётся правильно держать ложку;
- заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
- выраженные проблемы с речью;
- сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
- ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
- малыш отказывается читать вслух;
- ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.
В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:
- плохая речевая память;
- развитие речи проходит с опозданием;
- ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
- при чтении, письме возникают сложности;
- ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.
У младших школьников отмечены следующие нарушения:
- движения импульсивные, неловкие;
- новые навыки сложно освоить;
- ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
- появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
- возникают проблемы с декодированием многих слов;
- ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
- при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.
При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:
- закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
- почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
- ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
- техника чтения низкая;
- речевая память слабая;
- ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
- неправильное произношение, написание слов;
- сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
- учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

Что такое астигматизм у детей и лечится ли патология? У нас есть ответ!
Дозировка сиропа Бромгексин Берлин Хеми 8 от кашля для детей описана в этой статье.
По адресу узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.
В старших классах проблема не исчезает:
- сохраняется неправильное произношение слов;
- ученик не полностью воспринимает объём информации;
- скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
- ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
- подростку сложно приспособиться к изменениям;
- навыки письма развиты недостаточно для возраста.
О природе расстройств
Причины, приводящие к дислексии и дисграфии, пока окончательно не выявлены. Но большинство исследователей в числе двух главных называет особую структуру мозга и генетику.
«Расстройства обучения могут быть связаны с обстоятельствами появления ребенка на свет, генетическими факторами, а также с особенностями среды», — поясняет психолог Инна Пасечник.
- Нарушение чтения и письма
- Дислексия или нарушения чтения. Способы …
- Памятка по дисграфии
- Проблема дислексии у детей младшего …
- Дислексия или нарушения чтения. Способы …
Гипотезу о наследственной природе таких явлений подтверждает ряд фактов: братья и сестры в одной семье часто испытывают одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами имеют аналогичные расстройства; у таких людей обнаружены специфические гены; найдены различия в структуре и активности мозга в зонах, ответственных за соотнесение звуков с буквами, а также распознавание написанных слов.
Дисграфия изучена хуже, но здесь тоже рассматриваются генетические факторы. Часто это расстройство связывают с проблемами в рабочей памяти.