Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения

Правильная развитая речь у ребенка забота любого родителя, желающего ему успешной, счастливой жизни. Освоение речи это одна из основных задач развития младшего дошкольника. Наиболее интенсивный и ответственный период освоения речи приходится на возраст от 2 до 5 лет. У младшего дошкольника может произойти такой сбой в этом процессе, как заикание. Данное явление не является редкостью и поэтому разработано множество методик, как избавить ребенка от заикания.

Как проявляется заикание у ребенка

Определить родителям признаки заикания у младшего дошкольника бывает не просто. Малыш в 2 – 3 года только осваивает речь, и запинки, повторы, паузы и проглатывание начала или конца слов встречаются практически у каждого и явные признаки заикания способны не проявляться. Даже здоровые люди иногда запинаются, повторяют слоги или тянут звуки. У здоровых людей удлинение звуков, запинки не превышают 7-9 % а общем объеме речи. Если же прерывания, повторы занимают более 10 % объема речи, врачи и логопеды диагностируют логоневроз.

Родителям стоит насторожиться, обнаружив такие признаки у ребенка в 2-3 года:

  • Не просто делает паузы в разговоре, а при этом видно физическое напряжение. Малыш сжимает кулачки, мышцы лица и шеи напрягаются, он может покраснеть и побледнеть.
  • Нарушение дыхания при разговоре. Ребенок начинает речь на полном вздохе или сразу после него.
  • Затруднения в речи сопровождаются различными мимическими проявлениями – раздуванием крыльев носа, напряжением лицевых мышц, быстрым движением глазных яблок.

У детей после 3 лет, особенно в 4 года или тем более 5 лет, когда речь уже достаточно хорошо развита, заметить отклонения от нормы уже легче. В этом возрасте настораживают такие признаки:

Как проявляется заикание у ребенка
  1. Повторение больше чем два раза одного звука или слога.
  2. Заметное повышение голоса при затруднениях в речи.
  3. Внезапное, немотивированное молчание посредине разговора.
  4. Мимическое сопровождение явных затруднений в произношении слов.

Чем на более ранней стадии родители обратят внимание на тревожные симптомы, врач проведет диагностику и коррекцию, тем больше шансов, что занятия с логопедом и программа действий от психолога помогут достаточно быстро избавиться от проблемы.

При обнаружении симптомов заикания, у родителей не должно возникать вопросов, что делать и можно ли вылечить это заболевание. Необходимо сразу же принимать меры, ведь острое заикание гораздо легче поддается лечению, чем хроническое. Диагностика заикания должна стать первым, но не последним этапом на этом пути.

Как лечить?

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Мой племянник – заика со стажем. Проблемы у него начались в трехлетнем возрасте. Скажите, это как-то лечится? 

Екатерина, Смоленская обл.

– Заикание – очень непредсказуемое заболевание. Оно может пройти через некоторое время без лечения и особой коррекции, а может остаться до взрослых лет.

Подход к лечению заикания зависит от ряда факторов: от возраста, психологического статуса ребенка или взрослого человека, сопутствующих заболеваний и ряда других причин. Однако специфического медикаментозного лечения заикания нет. Нет «чудо-таблетки», которая решит все проблемы с речью.

Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к лечению заикания, которое назначает невролог, психоневролог, логопед с помощью различных методик. У старших детей и взрослых, у которых неправильная речь зафиксировалась, очень важны занятия с логопедом и психологическая коррекция.

Не так давно в прокате прошел замечательный фильм Тома Хупера «Король говорит!» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Фильм наглядно доказывает: лечить речевые запинки и заикание можно и в старшем возрасте. Но при этом у страдающего заиканием человека должна быть уверенность в своих возможностях, вера в свое излечение, стремление к этому. И здесь многое зависит от его окружения (родителей, других родственников).

Читайте также:  В чем разница между социофобией и социопатией

Особенности терапии гипнозом заикания

Заикание (логоневроз) относится к числу нервно-психологических патологий, возникающих на фоне испуга или стрессового состояния. Специалисты также отводят немаловажную роль в формировании заболевания наследственному фактору. Подвержены недуг чаще всего дети, взрослые болеют реже. При различного рода стрессах появляется  шок, который и ведет к частичному, а порой  к полному блокированию речи, со временем она восстанавливает, но часто остается заикание.

При таком состоянии присутствует страх, определенная паника,  нервозность, человек  не может четко выговорить слова, он повторяет начальные буквы  или отдельные слоги, ему очень сложно адаптироваться, в особенности, если это ребенок. Он  превращается в малообщительного, замыкается в себе, становится скрытным. Для того чтобы помочь и устранить проблему такого состояния в обязательном порядке необходима помощь психолога.

Сеансы гипноза

Эффективность такой терапии во многом зависит, на какой стадии находится заболевание, если заикание возникло не так давно и протекает в легкой форме, результаты вы сможете заметить после первого сеанса. В более запущенных случаях лечение заикания у взрослых гипнозом, а также включая детей,  происходит за несколько сеансов. Длительность процедур во многом зависит от индивидуальных особенностей личности и ее реакции на данный терапевтический метод. Также хочется отметить, отзывы говорят о том, что пациенты, которые стремятся к выздоровлению и имеют большую мотивацию вернуть нормальную речь, тем самым, помогая процессу лечения, более быстро выздоравливают. Сеансы проходят на протяжении 1,5-2 часов, 2-3 раза в неделю.

 План работы при лечении

Лечение заикания гипнозом у детей, а также взрослых  я провожу в индивидуальном порядке. Для каждого клиента разрабатывается специальная индивидуальная программа для решения конкретной проблемы, при которой происходит максимальное взаимопонимание между пациентом и врачом. Для достижения результата,  моя методика включает такие основные этапы:

  1. Комплексное диагностирование и выяснения причины недуга (внимательно изучаются клинические и анамнестические данные, выясняются точные причины заикания.)
  2. Постепенная перестройка речевых навыков (происходит коррекция дыхания, перестройка тембра голоса, выработка правильного ритма речи. Такая работа проводится на протяжении нескольких сеансов. Также при необходимости возможно сочетание с аутогенными тренировками и рациональной психотерапией.)
  3. Закрепление достигнутых результатов (используются как индивидуальные занятия, так и групповые, которые порой так необходимы больным.)
  4. Профилактическое действие, направленное на исключение рецидивов.

В определенных случаях указанное лечение сочетаю с психотерапией, отзывы в Москве и других городах, пациентов, которые использовали данный метод, имеет исключительно положительный характер. При необходимости  параллельно провожу сеансы гипноза с логопедическими занятиями, на которых пациенты учатся медленно произносить слова.

Преимущества использования гипноза

Лечение гипнозом даст вам возможность за короткий срок вернуться к нормальному образу жизни, почувствоваться себя уверенным, вернуть психику в нормальное состояние. Такие занятия позволяют человеку побывать в различных ситуациях, ощутить полную свободу и открыть в себе безграничные возможности. Благодаря сеансам гипноза происходят следующие положительные моменты:

  • Устраняется очаг заикания;
  • Значительно понижается интенсивность спазм мышц;
  • Исчезает чувство дискомфорта и напряжения;
  • Убираются отрицательные установки;
  • Вносятся коррективы в образ мышления;
  • Речь становится четкой и уверенной;
  • Пациент приобретает спокойствие;

Поэтому для того, чтобы побороть болезнь необходимо пройти лечение гипнозом, такие сеансы помогут не только восстановить речь, но полностью трансформировать свой образ в положительную сторону. Помните, что безвыходных ситуаций не бывает, я помогу вам справиться с недугом и полностью стать здоровым и свободным человеком.

Причины заикания у детей

Причины логоневроза у ребенка многочисленны и разнообразны, однако врачи придерживаются точки зрения, что в развитии заикания играет роль негативное действие нескольких эндогенных и экзогенных факторов. Согласно клиническим исследованиям ведущими причинами заикания у ребенка являются:

  • неблагоприятная наследственность, когда склонность к заиканию передается от предков к потомкам из-за наличия генетических заболеваний;
  • тяжелое течение беременности матери, мучительные токсикозы;
  • повреждение головного мозга ребенка во время рождения, длительная гипоксия;
  • нарушение микроструктуры на определенных участках мозга – зонах Брока и Вернике;
  • нарушения церебрального кровотока;
  • существенное повышение активности в области правого полушария головного мозга во время речи;
  • травматические поражения центральной нервной системы;
  • тяжелые инфекционные заболевания, затронувшие головной мозг;
  • склонность к судорогам.

Причиной логоневроза у детей может быть и анормальное развитие высшей нервной деятельности, когда у крохи наблюдалось раннее развитие речевой функции,но определялась задержка в становлении психомоторной деятельности.

Распространенная причина заикания – хроническое стрессовое состояние, вызванное проживанием в неблагоприятной атмосфере и неправильными методами родительского заикания. Частая причина возникновения проблем с речью – отрицательные переживания малыша, связанные с дефицитом ласки и внимания со стороны родителей.

Читайте также:  Деменция с тельцами леви продолжительность жизни

Причиной заикания может быть чрезмерная требовательность взрослых к своему отпрыску, когда предки хотят видеть в нем всезнайку и вундеркинда. Дать старт заиканию может предвкушение ребенка наказания за крошечные проступки, когда родители держат его в страхе и критикуют за малейшую ошибку. Виновником нарушений речи нередко являются родительские старания, нацеленные на насильственное переучивание левши.

Часто причиной заикания становится испуг, пережитый малышом при столкновении с каким-то неизвестным либо пугающим объектом. Особо неблагоприятны последствия ситуации, когда ребенок был вынужден сам переживать мучительные эмоции, когда поблизости не было человека, который мог его успокоить и приласкать.

Заикание может быть и приобретенной привычкой, когда ребенок живет с заикающимися родителями и перенимает манеру их говорения. Маленькие ребята нередко любят передразнивать людей, имеющих проблемы с речью. Однако регулярная практика приводит к тому, что у них самих вырабатывается речевой дефект – заикание.

Дети, страдающие заиканием, наделены специфическим личностным портретом. Для них характерны такие особенности:

  • робость, застенчивость, смущение при общении с людьми;
  • нерешительность и неготовность установить контакт с незнакомцами;
  • чрезмерная впечатлительность, мнительность, ранимость;
  • фиксация внимания на услышанных словах критики;
  • отлично развитое воображение, яркость фантазий, мечтательность;
  • зависимость от других людей, боязнь отстаивать свою точку зрения;
  • недоразвитие волевой сферы, неготовность прикладывать усилия для обретения желаемого результата;
  • низкая самооценка, уверенность в собственной никчемности и бесполезности.

Разновидности отклонения

Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

  1. легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
  2. средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
  3. тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).

Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

Разновидности отклонения
  • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
  • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).

Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

  • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
  • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
  • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).

Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

  • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
  • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
  • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
  • дыхательное;
  • голосовое;
  • артикуляционное.

Диагностика заикания у детей

Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

  1. Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
  1. Диагностику ЦНС посредством:
  • реоэнцефалографии;

Как предупредить развитие речевых дефектов?

Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

  1. Упорядочение распорядка дня малыша.
  2. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
  3. Избегание авторитарных методов воспитания.
  4. Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
  5. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
  6. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.

Доктор обращает внимание

  1. Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.
  2. Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего.
  3. Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту.
  4. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  5. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев.
  6. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно.
  7. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений.
  8. Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению.

Заикание не проходит самостоятельно и чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее наступит результат. В случае отсутствия лечения дефект речи будет прогрессировать и отразится на коммуникативной и адаптационной способности малыша.

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Черты, присущие больным логоневрозом

Логоневроз влияет не только на речевую функцию человека. Оно существенно снижает адаптацию пациента в обществе и его коммуникативные навыки. У людей, страдающих заиканием, можно заметить следующие черты в характере и поведении:

  1. Смущение на публике.
  2. Мнительность и ранимость.
  3. Яркая фантазия, ухудшающая течение болезни.
  4. Чрезмерная интроверсия, которая начинается в детском возрасте.

Подверженным заиканию людям тяжело находиться в обществе, они начинают нервничать и только усугубляют дефект. К эмоциональным проблемам часто присоединяются неврологические расстройства:

  • проблемы с мимикой;
  • нервные тики;
  • нелепые движения.

Совокупность проблем может привести к тяжелейшему психическому расстройству и появлению асоциального поведения больного. Гипнотерапия подразумевает коррекцию деструктивных установок больного, с целью возвращения его в общество.

Профилактика

Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  1. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  2. Отсутствие конфликтов между родителями.
  3. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  4. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  5. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  6. Нужно оберегать его от психологических травм.
  7. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.

Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство — обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал