Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?

Заикание (логоневроз) является довольно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться во взрослой жизни. Около 8% детей имеют такой дефект. Особенно часто он проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Существуют современные программы и методики для лечения детей с заиканием. Раннее обращение за специализированной помощью и качественная терапия помогают избавиться от патологии в 80% случаев.

Дыхательная гимнастика

При заикании очень полезными являются дыхательные упражнения. С их помощью проводится борьба с патологическим процессом, а также обеспечивается становление речи. Благодаря использованию разнообразных физиологических действий обеспечивается правильный вдох и выдох.

Пациентам рекомендовано выполнять определенные манипуляции, которые позволят пациенту расслабиться и научиться проводить контроль за дыхательным процессом. с помощью дыхательной гимнастики развиваются речевые способности человека.

Дыхательная гимнастика

Нужно наделать шариков из ваты и разложить их на столе. Потоком выдыхаемого воздуха человек должен сдуть все шарики со стола. После того, как пациент научиться выполнять задачу на гладком столе, рекомендуется расстелить на его поверхности махровое полотенце и разложить по нем шарики, что усложнит задачу. У человека появляется интерес, он старается набрать как можно больше воздуха, чтобы сдуть шарики.

Берется трубочка или соломинка и вставляется в стакан с водой. Через нее нужно дуть, чтобы воздух проступал через воду. Это очень интересное упражнение для детей. Можно выполнять упражнения на надувание мыльных пузырей. Для выполнения следующей манипуляции кроху нужно уложить на спину. На животик ребенка кладется мягкая игрушка.

При вдохе ребенку нужно надуть животик, чтобы игрушка поднялась. После этого рекомендовано сделать выдох со звуком «пфффф». При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы дыхание было ровным и спокойным.

Дыхательная гимнастика

При заикании у ребенка наблюдается прерывимстость речи. У пациента наблюдается нехватка воздуха, поэтому он не может выговаривать полностью слова. В период разговора наблюдается перенапряжение различных групп мышц, независимо от причины протекания патологического процесса. Именно поэтому дыхательная гимнастика дополняется упражнениями, с помощью которых укрепляются мышцы. Они заключаются в том, чтобы обучить малыша расслаблению.

Человеку рекомендовано напрягать определенную часть тела на 5 секунд, а после этого расслаблять ее. После этого переходим к выполнению упражнения на другой части тела.

Упражнения при заикании характеризуются высокой эффективностью. Важным аспектом в данном случае является их регулярное выполнение и строгое соблюдение всех правил.

Дыхательная гимнастика

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Читайте также:  Наркотическая ломка — симптомы и признаки наркотической ломки

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Симптомы

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению.

Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Какие причины вызывают заикание:

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом.

Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам.

Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности.

Читайте также:  Интроверт и экстраверт, кто это – определение, характеристики

Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно .

Что можно сделать в домашних условиях?

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя .

Что можно сделать в домашних условиях?

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту .
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее , то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.
Что можно сделать в домашних условиях?

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации .

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Что можно сделать в домашних условиях?

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.

Другие методы коррекции произношения при заикании

Также в логопедической практике активно используется эффективный метод релаксации. Чтобы перестать заикаться и научиться снимать спастическое напряжение мышц, малышу следует уметь расслабляться. Для этого попросите его сжать кисть руки в кулачок, затем расслабить, развести пальцы в стороны, после чего положить руки спокойно на колени и т. д. Такого рода упражнения активно помогают при невротическом заикании у подростков.

Давно замечено, что во время пения заикание исчезает. Поэтому людям, страдающим данным нарушением речи, рекомендованы вокальные занятия. Уроки по вокалу помогут как детям, так и взрослым. Чем скорее будет начата данная практика, тем легче и быстрее получится справиться с заиканием.

Советы родителям

Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание. Во многом это определяет самовосприятие ребенка. Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение. Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным.

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

  • произносить фразы медленно и спокойно;
  • использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
  • задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
  • не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
  • ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.

Когда родители слушают ребенка, нужно:

  • не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
  • сохранять естественный зрительный контакт;
  • внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
  • делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
  • всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».

Кинезиология как метод борьбы с заиканием

Кинезиология это наука которая изучает умственные способности человека, посредством выполнения подвижных упражнений. Данная наука была известна еще при древней Руси. Каждый логопед вам скажет, что кинезиологические упражнения очень помогают при заикании, потому что:

  • данные упражнения очень благоприятно влияют на мозговую деятельность;
  • проблемы ребенка в усвоении информации сходят на нет;
  • данные простые упражнения заставляют трудится и правое и левое полушарие мозга.

Если правильно выбрать подход к выполнению упражнений то, несомненно и результат не заставит себя ждать. Стоит подметить, что более подвижные дети проще воспринимают упражнения.

Специальная гимнастика которая способствует устранению заикания в себе включает следующее:

  • специальная растяжка, она нормализирует дыхание;
  • специальная дыхательная гимнастика нормализирует ритм дыхания при разговоре;
  • есть упражнения для глаз, они помогают визуальному восприятию мира.

Каждому ребенку будет интересно выполнять задания, так как они простые, интересные и в игровой форме. Есть упражнение для растяжки, называется «Снеговик». Тут ребенок стоит и должен представить собой снеговика, который стоит на солнце. Он должен постепенно расслабиться и аккуратно опуститься на пол имитируя то, что снеговик полностью растаял и превратился в лужу воды.

Кинезиологические упражнение «Дерево» тоже очень полезное. Ребенок стоит на корточках и прячет свою голову между ногами. Затем он символизируе то, что дерево растет и встает поднимая руки над головой. Родители должны имитировать ветер и дуть на руки, а ребенок качается из стороны в сторону.

Заговорить пищу, чтобы не заикаться

Против заикания можно применять и ритуалы, проводимые на пищу. Для проведения данного ритуала берете пророщенное пшеничное зерно, которое замачивают заранее, чтоб оно проросло – ростки должны быть 1 см., а усилить результат можно, если замочить само зерно в святой воде. Проговаривают слова заговора над пищей, в которую добавляют ростки пшеницы. Звучат они так:

«Яви господи милость твою, мудрость и все благодетели, подари рабу Божьему…имя…свой свет и тепло, да любовь бесконечную. Поставь в помощь ангелов твоих, дабы очистили они душу раба Божьего…имя…дабы речь его лилась из уст ровно, как ты изливаешь на нас любовь и свет свой. Вместе с пищей благословенной примет раб Божий…имя…суть свою божественную, понесет имя твое на устах, волю твою в сердце своем. Как речь его чиста, по воле твоей, так и плата тебе делами добрыми.»

После дают еду пациенту.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал