Гиперактивный ребенок — что делать если ребенок гиперактивный

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Что делать?

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае если невропатолог назначит лечебный курс, массаж и соблюдение особого режима, нужно строго следовать его предписаниям.

Важно создать вокруг вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как тот восприимчив к настроению своих родителей и близких людей.

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

В чем же проявляется диагноз?

Невнимательность

— Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут. — Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли). — Допускает ошибки по невнимательности. — Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет). — Часто что-то забывает (в том числе, сделать). — Теряет вещи. — Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости. — Испытывает сложности в самоорганизации. — Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.

Гиперактивность и импульсивность

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

— Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать. — Движения становятся порывистыми и неуклюжими. — Проявляется нетерпеливость. — Обычно не может делать что-либо тихо. — Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации). — «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле. — Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли. — Ребенок становится чрезмерно болтливым. — Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.

Существует 3 вида диагностики заболевания.

  1. Первый предлагает следующие условия постановки диагноза СДВГ:возраста школьника – не менее 12 лет, наличие не менее 6 из перечисленных симптомов (которые проявлялись до 12 лет и держались дольше полугода), отставание в развитии относительно ровесников.В случае, если речь идет о возрасте с 17 лет, достаточно установления не 6, а 5 признаков.
  2. Второй вид диагностики предъявляет немного другие требования к постановке диагноза:появление симптомов до 7 лет, продолжительность их присутствия – не менее полугода, результат теста на IQ обследуемого – не менее 50.
  3. Третий предполагает прохождение специального компьютерного теста.

Как проявляется детская гиперактивность

Симптомами подобного поведения являются:

1. чрезмерная активность, суетливость, неусидчивость, многословность, либо задержки развития речи, проглатывание отдельных букв, беспричинное беспокойство,

2. полнейшее отсутствие внимательности, неорганизованность, забывчивость, у крохи наблюдается множество ошибок, он постоянно что-то теряет,

3. излишняя импульсивность, игнорирование установленных правил и норм, агрессивность по отношению ко взрослым и сверстникам, плаксивость,

4. иногда проявляются расстройства кишечника, головная боль, аллергия, проблемы с укладыванием в постель, плохой сон.

Как проявляется детская гиперактивность

Как уменьшить детскую гиперактивность

Избавление ребенка от излишней активности должно осуществляться в индивидуальном порядке. Общие же рекомендации звучат следующим образом:

1. Запреты должны быть аргументированными, ребенок должен четко понять их причину. При обращении к малышу с какой-либо просьбой, нельзя употреблять в речи отрицание.

2. Так как у гиперактивных детей слабая логика, задачи перед ними нужно ставить предельно ясные и четкие. Длинные предложения и абстрактные формулировки не допустимы.

3. Из-за невнимательности крохе сложно запомнить большой объем информации, поэтому ее следует выдавать небольшими порциями, а поручения давать последовательно.

4. Такие дети довольно плохо ориентируются во времени, следовательно, родителям необходимо контролировать и корректировать их действия — предупреждать минут за пять об ужине, окончании прогулки, укладывании спать и так далее.

Читайте также:  Акампросат против алкоголизма: инструкция по правильному применению

5. Следует каждый день придерживаться определенного режима, чтобы чадо стало собраннее и организованнее.

6. Нужно обязательно хвалить малыша за его маленькие достижения и заслуги, ведь он должен чувствовать родительскую поддержку и одобрение.

Как проявляется детская гиперактивность

7. Главный элемент общения с гиперактивным ребенком — спокойствие. Необходимо уделять ему достаточно внимания и заботы. При творческих и развивающих занятиях не должно присутствовать отвлекающих факторов.

8. Если у крохи отсутствует хобби, надо вместе с ним придумать его.

Если безмедикаментозные способы не помогают избавить ребенка от гиперактивности, следует обратиться к специалисту, который сможет назначить ему эффективные успокаивающие препараты.

Возможно вам также понравится: Кризис у ребенка 9-10 лет — что делать родителям Ребенок капризничает с мамой, а слушается бабушку — что делать? Как наказать ребенка за матерные слова и как отучить ругаться Обидчивый ребенок что делать и как его воспитывать? Как отучить ребенка писать в кровать по ночам? Как отучить ребенка пить ночью из бутылки и когда это лучше делать? Ребенок ничего не хочет делать и всё время спорит – как воспитывать? Как не потерять ребенка в толпе Как реагировать на детские истерики и капризы Детские капризы и истерика в 4-5 лет — как справиться

От чего появляется

Конечно, родители гиперактивных детей замечают первые проявления заболевания, но не придают им значения. Однако для того, чтобы понимать, какие существуют пути коррекции состояния, необходимо владеть информацией и четко понимать причины его возникновения.

  • Современная наука связывает возникновение СДВГ у ребенка с наследственностью, существует генетическая предрасположенность к заболеванию, соответственно, риск возникновения гиперактивности у детей, родители которых страдают от этого недуга, существенно выше.
  • Другая причина предполагает наличие связи между СДВГ и внутриутробными нарушениями или с осложненным течением родов. В частности, речь идет о гипоксии плода, тяжелых инфекциях и интоксикации матери, оперативном вмешательстве в процесс родоразрешения (например, накладывание акушерских щипцов).
  • Существует мнение, что причиной расстройства может являться пищевая аллергия, однако эта гипотеза была подвергнута острой критике в медицинском сообществе.

Причины детской гиперактивности.

На сегодня существует довольно много различных мнений касаемо причин возникновения детской гиперактивности. Но наиболее распространенными являются, следующие:

  • 1. генетические причины (наследственная предрасположенность);
  • 2. биологические причины (органические повреждения во время беременности головного мозга, родовые травмы и т.п.);
  • 3. социально–психологические причины (микроклимат в семье, условия проживания, алкоголизм родителей, неправильное воспитание).

Первые признаки гиперактивности у ребенка взрослые часто замечают еще в дошкольном возрасте, они проявляются, как правило, лет с четырех. Дома гиперактивных детей нередко сравнивают со старшими сестрами или братьями, знакомыми сверстниками, приводя в пример, образцовое поведение и хорошую успеваемость в школе других детей (от чего гиперактивный ребенок очень страдает). Родителей, как правило, сильно раздражает навязчивость гиперактивного ребенка, недисциплинированность, неаккуратность, беспокойность, эмоциональная неустойчивость. Такие детки не могут к выполнению каких-то поручений подходить с ответственностью, помогать родителям, следить за самим собой. При этом наказания и замечания желаемых результатов не дают.

Ситуация со временем только ухудшается, в особенности когда малыш идет в школу. В освоении школьной программы непременно возникают трудности, как следствие – слабая успеваемость, глубокая неуверенность в себе, постоянные разногласия во взаимоотношениях в школе с одноклассниками и учителями, которые усугубляют усиливающиеся нарушения в поведении. Зачастую бить тревогу начинают именно в школе, именно здесь обнаруживают нарушение внимания, ведь оно является базовым, приоритетным в обучении. Но, невзирая на все это, такие детки интеллектуально довольно хорошо развиты, что подтверждают результаты тестирований. Однако, что касается занятий и выполнения заданий, то здесь гиперактивный ребенок испытывает серьезные трудности, поскольку ему тяжело сосредоточиться на чем-то конкретном, организовать собственную работу. Довольно скоро гиперактивные детки выключаются, так сказать, из процесса выполнения заданий. Их школьные работы обычно выглядят неряшливо, в них большое количество ошибок, которые являются в основном результатом невнимательности, рассеянности, невыполнения указаний учителя.

Часто таким деткам свойственна импульсивность, проявляющаяся в том, что гиперактивный малыш часто делает что-то, не подумав, не может дождаться очереди на занятиях, постоянно перебивая других, встревая в разговор, отвечая на задаваемый вопрос невпопад, поскольку не может выслушать его до конца. В процессе игр со сверстниками гиперактивный ребенок зачастую не следует правилам совершенно, из-за чего могут возникать конфликтные ситуации. Гиперактивные детки из-за собственной импульсивности склонны к травмам, поскольку совершенно не думают о тех последствиях, которые идут за их поступками.

Читайте также:  Как наказать ребенка 8 лет за непослушание

Гиперактивный ребенок, по причине нарушения функции внимания несобран, оказывается не в силах довести задание до конца самостоятельно, не способен сосредоточиться на деятельности неоднократно повторяющейся, не приносящей сиюминутного удовлетворения, монотонной. Часто с одного занятия отвлекается на другое, затем на третье и так далее, так и не доводя до логичного завершения ни одно из них.

К подростковому возрасту гиперактивный ребенок успокаивается, гиперактивность значительно уменьшается либо вовсе исчезает. Однако импульсивность и нарушения функции внимания сохраняются, как правило, вплоть до полного взросления. Тем не менее, при этом возможно возрастание агрессивности, нарушений функции поведения, сложностей в отношениях в школе и семье, существенное ухудшение успеваемости. В большинстве случаев все это является просто последствием проявлений гиперактивности в детстве.

Советы родителям

Малышу с СДВГ необходимо много родительского внимания. Нужно стремиться всегда его выслушивать, не отказывать в помощи при выполнении заданий, всячески способствовать развитию его усидчивости. Ребёнок с гипердинамическим синдромом особенно нуждается в похвале, принятии, одобрении, поддержке.

Перед тем как наказать малыша, родители должны вспомнить о том, что у этого маленького человечка всё в порядке с интеллектом, но есть некоторые затруднения с контролем над моторной деятельностью. Он не намеренно себя так ведёт, просто ему трудно остановиться.

Нужно позаботиться об организации режима дня, стараться проводить больше времени на улице. Прекрасным решением станет отдать малыша на плавание, гимнастику, спортивные танцы, верховую езду. Дома можно сделать небольшой спортивный уголок, чтобы малыш имел возможность выплеснуть свою неумную энергию.

Выбирая детский садик, лучше отдать предпочтение тому, где имеется возможность играть, активно двигаться, делать задания и отвечать по желанию. Следует объяснить воспитателю особенности психики ребёнка. Если из-за поведения крохи начнут страдать другие дети, стоит забрать его из этого учреждения. Важно помнить при этом, что малыш не виноват. Ему надо объяснить, что его забрали, так как эта группа не подошла.

Отдавая ребёнка в школу, очень важно подобрать подходящее заведение. Следует проинформировать учителя о диагнозе и обсудить, как ему себя вести, чтобы не травмировать особенного малыша и облегчить его адаптацию в классе. Домашние задания должны быть короткими, но эффективными. Уроки нужно делать в одно и то же время. Чтобы узнать, какое время является самым подходящим, следует лишь понаблюдать за ребенком. Нельзя использовать наказания, которые лишают его возможности двигаться.

Психологи утверждают, что благоприятная обстановка в семье и правильно составленный режим дня способны помочь в лечении. Нужно создать спокойную обстановку, которая бы не раздражала малыша. Это позволит ему чувствовать себя более спокойно. Немаловажно сформировать у ребёнка рефлексы, благодаря которым он сможет придерживаться установленного распорядка. Допустим, приучить его ложиться спать лишь после того, как он услышит сказку на ночь.

Особенности обучения гиперактивного ребенка

Часто возникает серьезная проблема: казалось бы, ребенок награжден высоким уровнем интеллекта, но у него низкий уровень успеваемости. Причина заключается в том, что синдром дефицита внимания отражается на развитии до подросткового возраста, в некоторых ситуациях намного дольше.

Главное оставаться уверенным в силах и способностях ребенка, соблюдать спокойствие, пребывать в хорошем настроении. Если вы начнете выдвигать свои правила, школьник будет еще больше упираться, делать все наоборот и сразу же потеряет интерес к обучению. Старайтесь чередовать сидячие, подвижные игры, подбирайте уровень сложности, чтобы дитя было уверено, что справить с любой задачей.

Когда школьник взрослеет, он все равно некоторое время не обращает внимание на отрицательные стимулы, наказания, поэтому нельзя торопить ребенка фразами: «Чтобы все сделал за час». Замените эту фразу на другую: «Давай сегодня поэкспериментируем и справимся с домашним заданием за час».

Читайте также:  5 основных причин, почему нельзя ругать ребенка с энурезом

Ваш ребенок забывает записать задание? Не кричите на него, а скажите: «Ты уже повзрослел, поэтому очень важно быть внимательным и записать домашнее задание в дневник». Так у вашего чада получится освоить цели, он будет быстро переходить к другим.

Дитя отказывается выполнять домашние обязанности? Здесь также можно все превратить в игру. Мытье посуды можно превратить в веселые перегонки. Когда убираете пол, попросите свое чадо делать это левой рукой, чтобы было интереснее.

Сейчас очень много интересных компьютерных игр, которые включают тестирование, анализ, коррекцию, дают возможность натренировать ослабленные функции головного мозга.

Для того, чтобы помочь гиперактивному малышу, соблюдайте такие правила:

  • Пройдите комплексную диагностику, курс терапии.
  • Придерживайтесь рекомендаций психотерапевта.
  • Используйте подвижные, шумные игры.
  • Будьте спокойны, не показывайте ребенку свои переживания.

Итак, каким бы не было ваше дитя, но вы его должны окружить любовью, заботой, уделяйте должное внимание. Запомните, к каждому ребенку можно найти подход, эффективную методику воспитания. Старайтесь выбирать щадящие методы, откажитесь от строгости, агрессии, злости, рукоприкладства. Очень важно избегать конфликтов в семье, обеспечить спокойную комфортную обстановку. Вы должны сделать все, чтобы ваше дитя вам доверяло, могло открыться, поделиться проблемами. Станьте другом своему ребенку, и у вас обязательно все получится!

Лечение гиперактивности ребенка

При лечении СДВГ в России применяют ноотропные лекарства, влияющие на интегративную деятельность мозга. Эти препараты позволяют успокоить гиперактивного ребёнка улучшить работу его памяти и концентрации.

Лечение гиперактивности ребенка

К ноотропным и церебропротекторным препаратам, помогающим в лечении СДВГ относят:

  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Пикамилон;
  • Пантогам;
  • Фенибут;
  • Инстенон ноотропил;
  • Глиатилин.
Лечение гиперактивности ребенка

К новым фармалогическим открытиям в области успокоительных препаратов для детей с гиперактивностью относят цитомедины, задача которых — способствовать развитию и функционированию мозговых клеток, например, котек-сины — успокоительное для детей от 3 лет.

Препарат пантогам — другое популярное успокоительное для ребенка, которое можно принимать по достижению им возраста в 2 года. Пантогам помогает снизить уровень активности и нервных спазмов.

Лечение гиперактивности ребенка

Для лечения СДВГ, тревожных расстройств и головной боли у подростков используют фитопрепарат Гелариум Гиперикум, чье действие схоже с антидепрессантами и анксиолитиками.

В лечени СДВГ немедикаментозным способом применяют транскраниальную микрополяризацию, при которой в ткани головного мозга подаётся небольшой электрический заряд, задача которого состоит в том, чтобы активировать функциональные резервы мозга. У ТСМП нет осложнений и побочных эффектов, он успешно применяется в лечении нервных и психических расстройств у детей и оказывает эффективное действие в 80% случаев: улучшает общее состояние, снижает гиперактивность, повышает внимание и качество координации, снимает тревожность.

Лечение гиперактивности ребенка

Кроме медикаментов для лечения гиперактивности у маленьких детей дошкольного возраста врачи часто рекомендуют поведенческую терапию, так как она способствует быстрому отказу от медикаментов.

Детский синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает у многих родителей стресс и отчаяние, однако он лечится достаточно просто, если правильно действовать, знать, как обращаться и как лечить гиперактивного ребёнка.

Лечение гиперактивности ребенка

Поделись с друзьями!

Следи за нами в соц. сетях!

Лечение гиперактивности ребенка

Похожие

  • Доверяй, но проверяй. Как понять, что няню пора менять
  • Делаем сами: съедобная краска для детских игр
  • Что такое «Корзина с паутинкой»: игра-сортер для развития логики у малышей
  • С ребенком в парк: как прогулку превратить в игру
  • Рождение ребенка — решение родителей. Почему нельзя ничего требовать от детей
  • Когда укачивание и сказки не помогают. 3 оригинальные идеи, как уложить малыша

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных:

1. психотерапевтические методы; 2. психолого-педагогическое корректирование; 3. применение медикаментозных препаратов; 4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций:

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.
FORMULAT - медицинский глянцевый журнал