Как наказать ребенка 8 лет за непослушание

10 апреля 2013. Раздел Психология

КАК НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ И НАКАЗЫВАТЬ ИХ

Извечная проблема воспитания детей – поиск золотой середины. Как не перегнуть палку, воспитав избалованного капризулю или забитого волчонка. Как правильно наказать ребенка, не навредив его хрупкой психике?

Можно ли применять наказание?

Современные тенденции воспитания детей предлагают политику невмешательства. Однако это достаточно спорная позиция. Счастливое и беззаботное детство, бесспорно, прекрасно, но вырастить избалованного, инфантильного человека вряд ли является целью родителей. Зачастую ребенок не понимает всю серьезность своих шалостей и последствия, к которым они ведут. В таких ситуациях наказание неминуемо. Привить правила поведения в обществе одним своим примером крайне сложно. Ребенку можно и нужно очертить границы дозволенного. И иногда этого можно добиться только наказанием.

При этом нельзя бросаться в крайности, проявлять агрессию, постоянно наказывая и одергивая малыша, в результате можно вырастить озлобленного и забитого человека, потерявшего веру в себя, родителей и окружающий мир.

В каких случаях можно применить наказание?

Наказывать ребенка можно только за те вещи, которые он понимает и о которых у вас были договоренности. По мере роста ребенка необходимо вводить новые правила и ограничения. Главное быть последовательным и логичным, если еще вчера что-то было можно, то необходимо доходчиво объяснить почему сегодня нельзя, и чем грозит нарушение запрета. Ребенок должен четко знать границы дозволенного.

Как можно наказывать ребенка?

Наказывать ребенка нужно правильно, иначе вреда от такого вмешательства будет больше, чем пользы.

  1.  Прежде чем наказать ребенка с ним необходимо поговорить, выяснить причину его поступка, объяснить, почему нельзя так вести. Малыш должен понять, за что его ругают и как себя вести в будущем. Порой такого разговора по душам бывает достаточно.
  2.  Наказание обязано быть соразмерно проступку. Не стоит третировать детей за мелкие шалости и оплошности, это приводит к их озлоблению.
  3.  Не стоит применять наказание и вести беседы с ребенком до тех пор, пока вы не успокоитесь. В состоянии аффекта можно сказать и сделать много лишнего, что легко ранит вашего кроху.
  4.  Нельзя наказывать ребенка в присутствии других, тем более посторонних людей, это наносит вред чувствам малыша. Продолжите воспитание в более интимной обстановке.
  5.  Важно, чтобы все члены семьи вели себя в едином ключе, иначе вы наносите вред психике ребенка, а также теряете собственный авторитет. Если вы не согласны с методами воспитания вашего партнера, поговорите об этом с глазу на глаз.
  6.  Любое наказание должно быть временным. По истечении срока давности можно устроить перемирие, означающее завершение конфликта. Это может быть забавная считалочка или стишок.
  7.  Ругая ребенка, никогда не переходите на личности, постарайтесь избежать таких эпитетов как плохой, глупый, злой и подобных. Дайте оценку его действиям и поступкам, а не личности в целом.
  8.  Никогда не применяйте телесные наказания. Запомните, что это, во-первых, наносит вред физическому и моральному здоровью ребенка, а во-вторых, незаконно.

Эти рекомендации помогут не причинить зла тому, кто любит и нуждается в вас больше всех. Не забывайте, что дети разные, и то, что хорошо для одного, не подойдет другому. Ищите свои ключики к воспитанию, решайте вопрос наказания индивидуально и не уставайте любить.

Смотрите также: НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЦЕНИТЬ ВРЕМЯ

Как правильно наказывать ребенка, чтобы наказание было эффективным?

  1. Наказывать нужно незамедлительно. Дети имеют очень смутное понятие о времени. Если вы обещаете наказать «когда вернемся домой», то по возвращению лучше не наказывайте вовсе. Малыш уже забыл, за что вы собирались его наказать, и сочтет ваши действия несправедливыми.
  2. Наказание должно быть недолгим по времени. Если вы запретите неделю смотреть мультфильмы, то уже на следующий день малыш не будет связывать ваш запрет с собственным плохим поведением или проступком. 
  3. Наказание должно быть связанным с самим проступком. Если малыш ударил кого-то на детской площадке, правильно будет в качестве наказания увести его домой сразу же, а не отменять обещанный поход в зоопарк, например.
  4. Наказание, которое вы обещаете, должно быть реально осуществимым. Если вы говорите, что за его поступок ребенка заберет «чужой дядя», а в итоге так не произойдет, то малыш будет знать, что ваши обещания – пустые слова, и вам можно не верить.
  5. Ребенок не должен хотеть повторения наказания. Если в качестве наказания вы отправили его на тайм-аут в детскую с кучей игрушек, то малыш и не воспримет ваши действия как наказание. Более того, будет совершенно не против повторить такое наказание еще разок.
  6. Наказание должно быть соразмерно проступку. Если наказание будет слишком мягким, то ребенок просто не обратит на него внимания, а если слишком жестоким, то может привести к психологической травме, страхам или комплексам в дальнейшем.

Как правильно наказывать ребенка, чтобы наказание было эффективным?

  1. Наказывать нужно незамедлительно. Дети имеют очень смутное понятие о времени. Если вы обещаете наказать «когда вернемся домой», то по возвращению лучше не наказывайте вовсе. Малыш уже забыл, за что вы собирались его наказать, и сочтет ваши действия несправедливыми.

  2. Наказание должно быть недолгим по времени. Если вы запретите неделю смотреть мультфильмы, то уже на следующий день малыш не будет связывать ваш запрет с собственным плохим поведением или проступком.

  3. Наказание должно быть связанным с самим проступком. Если малыш ударил кого-то на детской площадке, правильно будет в качестве наказания увести его домой сразу же, а не отменять обещанный поход в зоопарк, например.

  4. Наказание, которое вы обещаете, должно быть реально осуществимым. Если вы говорите, что за его поступок ребенка заберет «чужой дядя», а в итоге так не произойдет, то малыш будет знать, что ваши обещания – пустые слова, и вам можно не верить.

  5. Ребенок не должен хотеть повторения наказания. Если в качестве наказания вы отправили его на тайм-аут в детскую с кучей игрушек, то малыш и не воспримет ваши действия как наказание. Более того, будет совершенно не против повторить такое наказание еще разок.

  6. Наказание должно быть соразмерно проступку. Если наказание будет слишком мягким, то ребенок просто не обратит на него внимания, а если слишком жестоким, то может привести к психологической травме, страхам или комплексам в дальнейшем.

Надеемся, наши советы помогли вам разобраться в вопросе, как наказывать ребенка правильно и научить его вас слушаться.

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Если расшалились малыши

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Так вот, когда малыш понимает слово «нельзя» для родителей это сигнал, что теперь к нему можно применять систему поощрений и наказаний

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может. И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

И если он демонстративно выходит за рамки этого «нельзя», надо дать ему понять, что это приносит противоположные результаты.

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность. Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Если после этого он сознательно пойдет на нарушение этих границ, то для него должны наступить конкретные последствия. Главное – соразмерные и логичные.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Уже в этом возрасте не нужно лишать детей последствий их поступков. Так они будут быстрее понимать, что такое взрослая жизнь. И для пятилетнего ребенка такой опыт будет хорошей воспитательной школой.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Воспитание без наказаний

Полностью исключить наказания из воспитательного процесса нельзя, так как большая часть понимания того что правильно или неправильно формируется именно «от обратного». Даже маленький ребёнок принимает решения и производит определенные действия, о которых вы узнаете уже после их воспитателем для детишек служит результат их деяний. Метод кнута и пряника, сочетаемых в гармонии и четко выверенном балансе, станет опорой для формирования Ваших детей как полноценных личностей.

Хитрости и способы, чтобы избежать наказаний

К сожалению, если не позволять ребенку ошибаться, мы никогда не вырастим личность, умеющую критически взглянуть на реальность. Ошибки нужны, чтобы знать, что в жизни не все так безоблачно, чтобы испытать новые чувства и уметь делать выводы, чтобы научиться действовать в критической ситуации. Конечно, надо ребенка предупреждать, но не говорить напрямую – не делай. Есть такой психологический прием — я выслушаю «правильный» совет, но сделаю наоборот. И еще, чтобы остаться ребенку другом, но оградить его от опасных шагов, можно использовать различные «хитрости».

«…Моей дочери 14-й год, естественно, стоит остро вопрос о курении, так как знаю, что ее сверстницы уже начали покуривать. Она мне рассказала об этом, но ее взгляд о вреде курения меня не убедил. Я ей рассказал «страшилки» из истории курящих женщин и матерей, показал фотографии курящих женщин, в общем, основательно подготовил почву. А потом сказал такую фразу: « Ты уже взрослая и я знаю, что если ты захочешь, ты начнешь курить. Мое дело – рассказать тебе, во что ты превратишься, а уж ты решай – если хочешь, кури». У нее был шок, целую неделю она переваривала мои слова. Потом я слышала ее разговор по телефону с подружкой, точнее фразу – «Оля, я НИКОГДА не буду курить!». Я «убил двух зайцев» – рассказал о вреде курения (не в виде нотации), не запугивал, что убью, когда узнаю (пропадает азарт), разрешил (все, нет сладкого запретного плода, стремиться не к чему)…»

Ребенок будет очень стараться, пока будет чувствовать нашу любовь и готовность защитить и понять его, даже когда он совершает ошибки. Хуже, когда дети перестают нас любить и доверять нам, когда они начинают нас ненавидеть за то, что мы постоянно пытаемся показать им свое превосходство.

Ребенку необходимы многие годы для того, чтобы он научился управлять своими желаниями, эмоциями и поведением. Если родители наказаниями попытаются сократить этот срок, то допустят большую ошибку. Очень неправильно – в первые годы жизни ребенка учить его добровольно от чего-то оказываться, контролировать свои действия, уметь идти на компромисс, дипломатично договариваться и вообще подавлять в себе возникшие сиюминутно желания. Ну а тем более глупо думать, что длинная и нудная нотация или хорошая порция шлепков позволит раз и навсегда усвоить уроки жизни.

Нужно для начала стать ребенку другом, соратником, и если уж и исправлять детские ошибки, то делать это по-дружески, не унижая, не оскорбляя, не угрожая и не шантажируя. Частые наказания, особенно незаслуженные тормозят развитие, вызывают у ребенка огорчения и ущемленность, а потом и недоверие к взрослому.

Понятно, что срывы случаются и взрослые не всегда готовы спокойно реагировать на капризы, но в любом случае, чем чаще в разных ситуациях общения с ребенком мы будем использовать дружеский подход, терпеливо объяснять, исправлять, изменять сиюминутные желания на что-то более приемлемое, то обязательно будем вознаграждены. И главная награда – это любовь и доверие ребенка!

Светлана Сушинских Психолог

Способы конструктивного и лояльного наказания

Лишение приятного. Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение. «Исправительные работы». Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание. Тайм-аут (перерыв). Ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или на кресле в тихом уголке и подумать над своим проступком. Постарайтесь найти такое место, где нет телевизора, игрушек или компьютера. Нельзя запирать его в темной комнате, чтобы не нанести вред психике. Количество времени, проведенное в тайм-ауте, зависит от серьезности «правонарушения» и возраста ребенка. Общее правило: примерно одна минута на каждый год. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения. Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать. В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку. Читаем также: как реагировать на капризы ребенка Проверка на собственном опыте. Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте. Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред. «Временный арест». Если подросток совершил серьезный проступок, можно ограничить его общение с приятелями: не пускать на день рождения или вечеринку. Нельзя применять этот вид конструктивного наказания постоянно, так как в подростковом возрасте очень важны доброжелательные отношения со сверстниками. Сказка вместо наказания. Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы. Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя. Читаем статью: влияние сказок на развитие детей

Способы конструктивного и лояльного наказания
Способы конструктивного и лояльного наказания
Способы конструктивного и лояльного наказания

Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин

Способы конструктивного и лояльного наказания
Способы конструктивного и лояльного наказания

За что хвалить нельзя

Дабы не допустить подобного, стоит запомнить перечень ситуаций, в которых не уместна похвала. Не стоит хвалить за следующее:

  1. Природные данные. Это не заслуга ребенка.
  2. Обновки и любые материальные ценности. Похвала за нарядное платье – первый путь к воспитанию шмоточницы. Исключение составляют вещи, сделанные собственноручно (хвалим за усидчивость, фантазию, хороший вкус, аккуратность).
  3. Естественные вещи. Если семилетняя девочка сама оделась и завязала шнурки, это не повод для восторгов. Более того, подобная похвала может быть обидной, ведь взрослый словно воспринимает абсолютно нормальное поведение как нечто невероятное, будто сомневаясь, что ребенок способен справляться с самыми простыми задачами.

Не нужно проявлять восторг, когда ваш обычно непослушный ребенок вдруг перестал шуметь и ведет себя тихо.

Еще одно золотое правило похвалы – искренность. Дети лучше взрослых чувствуют фальшь. Неискренняя и необъективная похвала унижает и обижает.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал