Детские психологи заявляют о негативном влиянии, вследствие которого дети растут в условиях повышенной тревожности и более низкой самооценки. Но выход есть!
Как социальные сети влияют у подростков на степень удовлетворенности жизнью
Группа исследователей, представляющих Оксфордский университет, пришли к выводу, что социальные сети практически не оказывают влияние на степень удовлетворенности подростков жизнью. К такому выводу специалисты пришли, изучив поведение 12 тысяч тинейджеров.
Исследователи интересовались, как много времени подростки в возрасте от 10 до 17 лет проводили в социальных сетях, а также узнавали об их учебе, общении с родителями и других аспектах повседневной жизни. Как выяснилось, именно факторы, не связанные с интернетом, такие как друзья и семья, оказывали влияние на удовлетворенность подростка жизнью, в то время как от социальных сетей это ощущение зависело «менее чем на процент».
Впрочем, не все эксперты придерживаются того же мнения, что и оксфордские ученые. В феврале психиатр Ирис Хаут, представляющая больницу Святого Иосифа в Берлин-Вайсензее, сообщила, что чрезмерное увлечение социальными сетями может быть чревато рядом неприятных последствий для человека. В числе таких проблем доктор наук назвала развитие депрессии и формирование неправильной самооценки. Она также отметила, что в первую очередь это касается людей подросткового возраста.
До этого ученые из Пенсильванского университета заявили, что социальные сети, как бы парадоксально это ни звучало, зачастую заставляют человека чувствовать себя одиноким, что, в свою очередь, может приводить к развитию депрессии. Специалисты подчёркивают, что в соцсетях большинство людей склонно приукрашивать рассказы о себе, из-за чего каждый отдельно взятый человек подсознательно сравнивает свою реальную жизнь с идеализированной жизнью других.
- Лайки как фактор самооценки. Как …
- Лайки как фактор самооценки. Как …
- Elçin Əlibəyli: ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ …
- Elçin Əlibəyli: Влияние социальных …
- Как социальные сети влияют на нашу …
Ранее другие исследователи заявляли, что чрезмерное внимание, уделяемое соцсетям, чревато развитием стресса, а фотоблоги вызывают у пользователей ассоциацию с имеющими негативную окраску словами, такими как «тревога», «депрессия», «одиночество» и «издевательство». А в 2018 году специалисты, представляющие Калифорнийский университет и Университет Южной Калифорнии, заявили, что злоупотребление социальными сетями в подростковом возрасте может приводить к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Впрочем, ряд исследователей придерживается мнения, что социальные сети способны продлить жизнь человека в случае, если дополняют, а не заменяют реальное общение — в частности, так считают учёные из Калифорнийского университета в Сан-Диего. А не так давно специалисты, представляющие Университет Западного Онтарио пришли к выводу, что подобные сайты — опять же, при правильном к ним отношении — становятся важным источником мотивации для тех, кто стремится поддерживать хорошую физическую форму.
Бонус (про социосетизпависимых братьях наших меньших):
Вы всё время сравниваете себя с другими
Когда вы наблюдаете за чьей-то жизнью через социальные сети, сложно не поддаться соблазну сравнить её со своей. Но это нездоровая привычка.
Подсознательная склонность сравнивать себя с другими приводит к неудовлетворённости нашей повседневной и общественной жизнью или работой. Это может стать причиной заниженной самооценки, тоски и стресса.
Лорен Рамос
Важно помнить, что многие тратят уйму времени на редактирование постов и выбор лучших ракурсов. Люди выкладывают в Сеть самые красивые кадры, уменьшают себе нос или выравнивают тон кожи — в общем, просто имитируют красивую жизнь. Если вы заметили, что стали чаще сравнивать себя с другими, остановитесь и закройте страничку, чтобы поблагодарить жизнь за то, что есть у вас.
Процесс формирования самооценки
Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка. Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация.
Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.
Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.

Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.
Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.
Кибертеррор и синдром самозванца
Еще одна серьезная опасность, исходящая из того, что дети общаются более косвенно, заключается в том, что стать жестоким стало легче. Дети и подростки пишут друг другу всевозможные вещи, которые взрослые ни за что не придумали бы за миллион лет. И это особенно верно в отношении девушек, которые обычно не любят противостоять друг другу в «реальной жизни».
Вполне возможно, что родители хотели бы научить своих дочерей отстаивать свое мнение, даже если оно идет вразрез с мнением других. Но та форма, которую приобретает их несогласие в контексте социальных сетей несет серьезные риски для их способности поддерживать при этом дружественные отношения.
Девочки более социализированы. И по своей природе они чаще, чем мальчики, сравнивают себя с другими людьми, в частности с девочками, чтобы развивать свою индивидуальность. Поэтому резкость и категоричность, с которой они могут отстаивать свою индивидуальность в соцсетях, делает их более уязвимыми к обратной стороне вопроса – потере способности конструктивно строить отношения. Детские психологи предупреждают, что в этом зачастую виноват недостаток стабильной самооценки. Фактически мы забываем, что агрессия в отношениях возникает из-за отсутствия безопасности, негативных чувств к себе и желания подавить других людей, чтобы хотя бы таким образом чувствовать себя лучше.

Принятие сверстников крайне важно для подростков, и многие из них заботятся о своем имидже так же, как политик, баллотирующийся на выборах – для них это может показаться серьезным в равной степени. Добавьте к этому тот факт, что сегодня дети получают фактические данные о том, насколько они нравятся благодаря таким опциям, как лайки. И для них этого порой достаточно, чтобы «свернуть голову кому угодно». Кто бы не хотел выглядеть круче, если бы мог? Таким образом, дети могут часами редактировать свой образ в Интернете, пытаясь максимально приблизиться к почитаемому идеалу. Девочки-подростки сортируют сотни фотографий, мучаясь над тем, какие из них размещать в Интернете. Мальчики соревнуются за внимание и пытаются превзойти друг друга, доходя порой до крайности в и без того ослабленной онлайн атмосфере. И эта тенденция становится общепринятой для всех детей.
Подростковый возраст – это время, когда вы остро ощущаете разницу между тем, кого вы собой представляете, и тем, кем вы себя считаете. Это похоже на «синдром самозванца» в психологии. Когда вы становитесь старше и более опытнее, вы начинаете понимать, что как и другие люди обладаете рядом положительных качеств, и вышеупомянутый разрыв сужается. Но представьте, что происходит с подростком, ощущающим, что он не так хорош, как хочет казаться, а ему нужно все время выглядеть именно настолько хорошо.
Как объясняют психологи: самоуважение строится на консолидации того, кем вы являетесь. Чем больше у вас идентичностей, и чем больше времени вы тратите, притворяясь тем, кем не являетесь, тем труднее будет чувствовать себя хорошо. Несомненно, такое напряжение утомительно, тем более для подростковой психики.