Как учить ребёнка разговаривать

Все родители с нетерпением ждут того момента, когда дети начинают понимать, что им говорят. Владение речью – это главнейшая задача, которую предстоит решить малышу. Чтобы справиться с этим, необходимо начать воспринимать отдельные слова, проговаривать их и соединять во фразы. И родители обязаны помочь своему малышу. Это не просто, но зато сколько эмоций доставят первые заветные слова «мама» и «папа».

Если папа — иностранец

Как быть в тех случаях, если ребенок растет в «смешанном» браке, и папа-иностранец не очень хорошо говорит по-русски? Сегодня это актуальная проблема, и единого мнения по этому поводу у логопедов пока нет. До четырех лет ребенку идеаль­но расти в одной языковой среде, если ваш супруг иностранец, примите совмест­ное решение, будете вы общаться с крохой только на русском (что вполне естественно, раз уж вы живете в России) или ан­глийском (немецком, французском). Если ваш муж говорит по-русски очень плохо, сильно коверкая слова, пусть пока общает­ся с крохой меньше вас. Не волнуйтесь, ваш ребенок овладеет и вторым языком, но не в период становления речи, когда это затруднит ее формирование. Ведь тот же английский и рус­ский значительно отличаются друг от друга и грамматическим строем, и фонетикой… Учить второй язык можно с пяти лет и при условии, что у ребенка все идеально с первым — не с позиции мамы, а с позиции специалиста.

Лично я раннее обучение иностранно­му языку не приветствую. Здесь чаще имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка. В этом возрасте об­учение происходит без должной доли осознанности самим малышом. Кроме того, если у ребенка есть логопедиче­ские проблемы (а таких детей сейчас, увы, большинство), то изучение ино­странного языка может негативно ска­заться на процессе усвоения системы родного языка — малыш запутается.

Однако раннее знакомство (именно знакомство, а не изучение) с иностранным языком все же полезно для ребенка. В частно­сти, стоит развивать его фонематический слух к иностранному языку — тренировать в различении звуков иностранной речи. Для этого рекомендуется ставить звуковые и видеозаписи, что­бы малыш слышал иностранную речь (заранее определитесь с языком — какой именно хотите изучать). Если малышу нра­вится разучивать короткие стишки и песенки на иностранном языке — это скорее игра, чем настоящее обучение. Но все вы­шесказанное не относится к детям-билингвам, которые растут в двуязычных семьях, и к малышам, у которых есть постоянная возможность общаться с носителями языка — почему бы не воспользоваться такой возможностью!»

{social}

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.
Читайте также:  Азбука чувств: психология отношений между мужчиной и женщиной

Причины для беспокойства

Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:

  • если в годик ребенок не понимает обращенной речи (не оборачивается, когда окликают; не обращается к Вам со словом: “мама”);
  • к 2 годам не может показать на картинке хорошо знакомые предметы, зверей, природу. (Например, «где котик»?);
  • после 2 лет не взаимодействует с другими детьми;
  • в 2-3 года не выполняет простейшие просьбы (Например: возьми мяч и подай мне);
  • после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых вопросов и не может связать 3-4 слова.

Если крохе вот-вот стукнет 2- 2,5 года, а он не планирует подчиняться общепринятым нормам, необходимо выяснить причины, в следствии которых речевое развитие не наступает. Это может быть расстройства, вызванные различными факторами: социальными, физиологическими и психическими.

  • проблемы, связанные с органами слуха: возможно, что у малыша не выявлены нарушения слухового аппарата;
  • артикуляционные дефекты: недостаточность подвижности мышц языка, тонус, или наоборот, гипотония, укороченная подъязычная связка;
  • психоэмоциональные растройста: негативизм, проявляемый к общению, насильственные попытки родителей заставить произносить первые слова;
  • гиперопека: у ребенка не возникает необходимости пользоваться речью, а в случае, если имеются какие-либо артикуляционные проблемы, малыш избегает речевых контактов, так как у него всё, что нужно появляется всякий раз, как только он намекнёт. И совершенно не обязательно при этом использовать устную речь;
  • отсутствие внимания со стороны родителей: использование различных гаджетов, затрудняющих бурную мозговую деятельность, требующее примитивных движений;
  • неблагополучные условия воспитания: скандалы, крики, громкие звуки вокруг, испуг;
  • органические поражения речевых зон головного мозга: в следствии этого может иметь место алалия, дизартрия. Различные проявления данного вида проблем обуславливаются тяжестью повреждения и локализацией поражения;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности: неврологическо-поведенческое расстройство развития;
  • аутизм – диагноз, который достаточно сложно поставить в этом возрасте, из-за схожести поведенческих реакций детей с аутизмом и нормотипичных детей.
Читайте также:  Психолог рассказал, как COVID-19 изменил мысли и сознание людей

Важно! Главное условие решения любых проблем является их своевременное выявление. Чем раньше родители замечают несоответствия речевого развития норме, тем легче устранить проблему или сделать её гораздо менее заметной и не мешающей дальнейшему развитию малыша.

Становление осознанной речи

Произношение этих слов может быть не идеально, зато узнаваемо. К тому же, говорит малыш в определенных ситуациях: слово «мама» произносится, когда она заходит в помещение или же покидает его. Если малыш указывает, например, на кошку, говоря «кис», родителям важно подтвердить, что это кошка, а после уточнить у него, где она находится. Если ребенок покажет на животное, это означает, что он начинает понимать. Позднее на определенные вопросы ребенок сможет ответить не простым гулением, а конкретным словом.

Если даже ребенок не говорит, это еще не повод поддаваться панике. Вероятнее всего, он быстро догонит норму. После года жизни малыш стремительно наполняет свой словарный запас. Таким образом, не произнося еще названия определенного предмета, он понимает, о чем говорит взрослый. Малыш начинает выполнять простые просьбы, например, может принести мяч или игрушку, а также часто прибегает к указательному жесту, который сопровождается требовательной интонацией. Это свидетельствует о том, что постепенно наступает этап, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят.

Вывод

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал