Гиперактивность у взрослых – состояние, активно влияющее на сосредоточенность, память и поведение. К симптомам относят невнимательность, импульсивность, чрезмерную подвижность и недостаток внимания. Опытные специалисты способны диагностировать синдром гиперактивности в детском возрасте, однако его не всегда удается выявить в связи с особенностями характера каждой личности. Так, многие взрослые даже не подозревают о наличии проблемы.
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это не пробел в воспитании. Это диагноз, который может поставить только врач, а не родитель, воспитатель или учитель. Специалист определяет по четким критериям диагностики: является ли поведение ребенка проявлением темперамента или это состояние, требующее медикаментозной или психологической коррекции. Гиперактивность и невнимательность при этом диагнозе — это не капризы. Ребенок с СДВГ просто физически не может мирно собирать конструктор. И крики, наказания или нравоучения тут совершенно бесполезны и даже вредны.
- 10 скрытых психологических причин, почему ребенок болеет в детском саду
- Гиперактивность — черта характера или …
- Гиперактивный ребенок: советы психолога …
- Гиперактивность — черта характера или …
- Neways / Modere International | дети …
- YOD.ua
В головном мозге ребенка в связи с СДВГ произошли некоторые нарушения в области ретикулярной формации — зоны, которая контролирует процессы возбуждения и торможения, а также обрабатывает информацию. У ребенка несколько иначе работают лобные доли, подкорковые ядра и соединяющие их проводящие пути, которые отвечают за интеллектуальные процессы, запоминание и обучение.
Симптомы синдрома гиперактивности у детей
При диагнозе «синдром гиперактивности» у ребёнка возникают трудности в обучении, а у родителей в его воспитании. Малыш испытывает сложности с речью, письмом, долго концентрируется на конкретных вещах. Запоминать важную информацию, а также удерживать внимание с каждым годом становится всё тяжелее.
Главными симптомами считаются:
- рассеянность;
- отсутствие усидчивости;
- чрезмерная импульсивность;
- беспокойные и лишние движения в теле;
- неспособность контролировать эмоциональные всплески;
- повышенная активная деятельность;
- излишняя подвижность.
Симптомы и проявления гиперактивности у ребёнка
Возможны признаки неловкости, говорливости, повышенной расторопности. Первые проявления гиперактивности можно заметить у малышей до года. Иногда даже через несколько дней после рождения ребенка: сон неглубокий и быстрый, а бодрствование очень энергичное. Наблюдается также повышенная чувствительность к внешним раздражителям — эмоциональная реакция на свет, звук, движение и голос.
Диагностика СДВГ
Родители должны помнить – чем раньше отправиться с визитом к неврологу, тем быстрее получится диагностировать нарушения в развитии ребенка и предпринять необходимые меры. Первые звоночки можно обнаружить даже в год, для этого нужно проявить только некоторую наблюдательность.

Обязательно рассказать врачу, кто в семье страдал от подобного диагноза, дать малышу точную характеристику. Даже малейшие изменения подробно описать специалисту – плохой сон, повышенную возбудимость, особенности поведения.

Основные методы, используемые для диагностики СДВГ:

- разговор с родителями ребенка;
- продолжительное и ненавязчивое наблюдение за поведением малыша;
- проведение диагностических опросов для взрослых;
- тщательное исследование неврологического состояния ребенка;
- применение психометрических, нейропсихологических методик для психологического обследования.

В особо сложных случаях проводят аппаратные исследования – электроэнцефалографию или магнитно-резонансную томографию. Манипуляции совершенно безвредны, не вызывают неприятных ощущений или боли у малыша.


Правда и вымысел о гиперактивных детях
Гиперактивных детей, действительно, называют по-разному. Дело в том, что и ММД (минимальная мозговая дисфункция), и малая мозговая дисфункция, и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) обозначают одно и то же понятие. В основе гиперактивности лежат мелкие нарушения работы центральной нервной системы и, в особенности, мозга. Эти нарушения могут быть следствием родовой травмы или полученными по наследству от родителей, бабушек и дедушек.
Вокруг гиперактивных детей существует немало ошибочных суждений. Вы, наверняка, сталкиваетесь с ними постоянно. И я, как мама гиперактивного ребенка, уже привыкла их слышать. Порой это бывают более или менее безобидные досужие разговоры. Но иногда они способны нанести вред и самому гиперактивному ребенку, и его семье.
- Доктор комаровский гиперактивный …
- Neways / Modere International | дети …
- Доктор комаровский гиперактивный …
- Гиперактивность — черта характера или …
- Гиперактивный ребенок: советы психолога …
Я собрала эти суждения в таблицу и предлагаю ее Вашему вниманию.
Вымысел | Правда |
---|---|
Гиперактивный синдром – миф, придуманный алчными медиками, чтобы выкачать из родителей побольше денег за «лечение». | Наличие заболевания не миф. Оно подтверждается наблюдениями педагогов и родителей, а также, результатами медицинских обследований. |
Гиперактивность – просто отговорка безответственных родителей и попытка оправдать их нежелание и неспособность воспитывать свое чадо. | Гиперактивные малыши могут быть даже у ОЧЕНЬ ответственных и «правильных» родителей. |
Это – новомодное веяние. Раньше никаких гиперактивных не было. | Гиперактивные были. Всегда. Но долгое время причины такого расстройства оставались неизвестными. |
Гиперактивные дети имеют сниженный интеллект, поэтому им трудно учиться. | Гиперактивность не влияет на интеллект. Трудности в учебе обусловлены совсем другими причинами: неустойчивой концентрацией внимания и быстрой утомляемостью. |
СДВГ – психическое заболевание. | На самом деле это неврологические нарушения различного происхождения и степени тяжести. Гиперактивные более чувствительны, импульсивны, легко возбудимы, часто склонны к депрессиям. Но, психических отклонений СДВГ не вызывает. |
Гиперактивные всегда антисоциальны и несут потенциальную опасность обществу. | Дети с этим диагнозом общительны и любопытны. Например, если гиперактивный школьник совершает плохой поступок, то не по злому умыслу, а, просто, необдуманно. Особенно, если при недостатке родительского внимания попадает под чье-то дурное влияние. |
СДВГ само проходит с возрастом | У гиперактивных детей с возрастом проходит двигательная расторможенность. Но импульсивность и дефицит внимания в 50% случаев сохраняются. |
Гиперактивность можно вылечить | Нет «волшебной» таблетки или другого лекарства, которое гарантировало бы полное исцеление гиперактивного ребенка. |
Если гиперактивность нет возможности вылечить, значит, пичкать малыша медикаментами бессмысленно. | Смысл в том, чтобы уменьшить проявления, не дающие Вашему гиперактивному чаду учиться и полноценно развиваться. Если грамотно подобрать лечение, то можно избежать огромных проблем и не дать ребенку стать изгоем в обществе. |
Основные признаки СДВГ
Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.
Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:
- В умственном развитии ребенок не отстает от других и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
- В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
- Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
- Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
- Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
- Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
- Не нравятся спокойные настольные игры.
- Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
- Беседы с ними долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.

По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях, и иногда это — проблема воспитания.
Но малышей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие проявления не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.
Как распознать СДВГ
Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует ADHD and the Rise in Stimulant Use Among Children — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.
Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 6A05 Attention deficit hyperactivity disorder относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.
И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.
1. Возраст
Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) случаев диагностируются между 6 и 12 годами.
Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.
2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев
Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода Slideshow ADHD in Children — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.
Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.
3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе
При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.
Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
4. Симптомы, которые снижают качество жизни
О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) .
При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:
- Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
- Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
- Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
- Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
- Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
- Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
- Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
- Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.
При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:
- Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
- Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
- Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
- Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
- Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
- Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.
При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.
Другие факторы
Считается, что некоторые группы подвержены большему риску гиперактивности во взрослом возрасте, особенно если имеют другие проблемы:
- Тревожное расстройство. Стрессовые ситуации заставляют беспокоиться, нервничать и повышают частоту сердцебиения, вызывая головокружение, потливость или физические изменения в виде истощения при недостаточной строгости к регулярному приему пищи.
- Вызывающее оппозиционное расстройство. Негативное, импульсивное поведение. Проявляется, в частности, к авторитетным фигурам: родителям, начальству, руководителю, куратору, декану.
- Расстройство поведения. Антиобщественные действия, противоречащие моральным нормам. Люди, склонные к деструктивному поведению, нередко связаны с воровством, борьбой, вандализмом, а также могут причинить физический вред человеку или животному.
- Депрессия. Подавленное состояние, апатия, равнодушие к окружающим переживаниям.
- Проблемы со сном. Невозможность расслабиться, бессонница.
- Расстройство аутистического спектра. Влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение.
- Синдром гиперактивности бронхов. У взрослых проявляется чаще, чем у детей. Характерный признак — постоянный кашель, особенно летом. При неправильной работе бронхов в них не только попадает кислород, но и оседает пыль, вещества, раздражающие слизистую оболочку.
- Эпилепсия. Состояние, при котором происходит влияние на мозговые процессы. Человек может переживать неконтролируемые судороги или упасть в обморок.
- Синдром Туретта. Нарушение в нервной системе, характеризующееся постоянными моторными тиками и непроизвольными шумами. Например, человек может одновременно дергать головой, свистеть или несдержанно ругаться.
- Трудности в усвоении материала. Характерна дислексия — невозможность сосредоточиться на чтении или записать слова так, чтобы в процессе буквы не перемешались.

При наличии одного или нескольких факторов повышается риск обнаружения синдрома гиперактивности у взрослых. Для выявления расстройства следует обратиться к специалисту. Лечение назначается в индивидуальном порядке.
Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?
Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:
- Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
- Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
- Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
- Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
- Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
- Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
- Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки — пустячное дело.
- Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
- Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
- Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
- Не заставляйте отпрыска есть через силу.
- Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.
- Ни минуты на месте! Как справиться с …
- YOD.ua
- Доктор Комаровский: гиперактивный …
- Гиперактивный ребенок: норма или …
- Detki.today
Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»
Как правило, психологи дают перечень рекомендаций для родителей, чьим детям поставлен диагноз «гиперактивность», а также в некоторых случаях лечение предполагает приём медикаментов. Если вы входите в группу риска, а также считаете, что даже при отсутствии таких признаков следовало бы своё чадо немножко усмирить, ловите советы:
Не ограничиваем свободу

Под запретом наказания в виде лишения подвижности. Не подойдут ни угол, ни удержание на диване. Но это абсолютно не значит, что приветствуется вседозволенность. Установите, что нельзя, а что можно.
Не запираем в трёх стенах
Подберите по вкусовым приоритетам ребёнка кружок по интересам. Только здесь необходимо учесть некоторые правила:
- до достижения школьного возраста исключаем кружки, где занятия построены по принципу обучения в школе с сиденьем за партами, письмом в тетрадях и выполнением заданий, требующих усидчивости;
- профессиональный спорт противопоказан.

В качестве секций хорошо подойдут конная езда, плавание в бассейне, спортивная гимнастика, танцы, театральные студии. Нахождение среди сверстников позволит подготовиться гиперактивному ребёнку к началу школьного периода.
Не даём расслабляться
Я не про отдых. Дело касается чёткого распорядка дня, который необходим для строго соблюдения без каких-либо изменений и допущений. Режим позволит выработать у гиперактивного ребёнка рефлекторные привычки.
Не нагнетаем окружающую обстановку

Итак-то эмоции зашкаливают, а тут ещё ваши требования, упрёки, крики. Заведите за правило вместо эмоций:
- точно формулировать запреты без отрицательного «не»;
- чётко ставить цели и задачи, посильные для слаборазвитой логики и отсутствующего абстрактного мышления, с применением коротких предложений, без наворотов;
- соблюдайте последовательность, исключая выдачу сразу нескольких поручений и просьб.
Позитивное общение – ваш конёк. Даже абсолютно здоровым детям необходимы тепло, ласка и похвала за успехи. Гиперактивные дети своим вызывающим поведением пытаются привлечь к себе внимание, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы он в нём купался.
Не оставляем без контроля время

Такие дети плохо чувствуют временные рамки, поэтому контроль за временем выполнения заданий и поручений, переход от действия к действию будет лежать на ваших плечах. Надо садиться обедать, возвращаться с прогулки, ложиться спать – предупреждайте минут за 5, чтобы не столкнуться с отрицательной реакцией. Чередуйте 10-15 минутные занятия, требующие усидчивости, с активными пятиминутками.
Соблюдение этих нескольких «не», уверены психологи, помогут свести проблему излишней активной деятельности ребёнка к минимуму.
Как всегда для вас очень полезное видео.
Ждем от вас советов, как справляться с нашими непоседами.

Замечательно если в вашей семье деятельная активность ребёнка связана исключительно с его жизненной позицией. А родителям гиперактивных детей желаю терпения и веры в то, что невозможное возможно.
Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях: важные советы
Не всё поддаётся контролю, вы не можете постоянно находиться рядом с ребёнком. Приступы гиперактивности могут проявиться у него, как говорится, в самый неподходящий момент. Помним, что вы должны быть сдержанными, не повышать голоса, ваша задача переключить внимание малыша.
- Увлеките его другим занятием.
- Задайте ему вопрос, как говорится, не по теме.
- Обсудите его поведение в шуточной форме, можете сравнить его с мультипликационным героем.
- Внимательно слушайте, что ребенок вам говорит, не пренебрегайте его страхами и капризами.
- Забудьте о приказном тоне, диалог должен строиться в виде просьбы.
- Если гиперактивный ребёнок с первого раза не выполняет вашу просьбу, повторяйте её до тех пор, пока не получите желаемый результат. Когда просите о чем-то, убедитесь, что он вас слышит.
- Оставьте его одного в своей комнате (если это безопасно).
Помните: как бы он себя ни вёл, он должен чувствовать вашу поддержку.