Как воспитывать гиперактивного ребенка

Гиперактивность у взрослых – состояние, активно влияющее на сосредоточенность, память и поведение. К симптомам относят невнимательность, импульсивность, чрезмерную подвижность и недостаток внимания. Опытные специалисты способны диагностировать синдром гиперактивности в детском возрасте, однако его не всегда удается выявить в связи с особенностями характера каждой личности. Так, многие взрослые даже не подозревают о наличии проблемы.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это не пробел в воспитании. Это диагноз, который может поставить только врач, а не родитель, воспитатель или учитель. Специалист определяет по четким критериям диагностики: является ли поведение ребенка проявлением темперамента или это состояние, требующее медикаментозной или психологической коррекции. Гиперактивность и невнимательность при этом диагнозе — это не капризы. Ребенок с СДВГ просто физически не может мирно собирать конструктор. И крики, наказания или нравоучения тут совершенно бесполезны и даже вредны. 

  • 10 скрытых психологических причин, почему ребенок болеет в детском саду

В головном мозге ребенка в связи с СДВГ произошли некоторые нарушения в области ретикулярной формации — зоны, которая контролирует процессы возбуждения и торможения, а также обрабатывает информацию. У ребенка несколько иначе работают лобные доли, подкорковые ядра и соединяющие их проводящие пути, которые отвечают за интеллектуальные процессы, запоминание и обучение. 

Симптомы синдрома гиперактивности у детей

При диагнозе «синдром гиперактивности» у ребёнка возникают трудности в обучении, а у родителей в его воспитании. Малыш испытывает сложности с речью, письмом, долго концентрируется на конкретных вещах. Запоминать важную информацию, а также удерживать внимание с каждым годом становится всё тяжелее.

Главными симптомами считаются:

  • рассеянность;
  • отсутствие усидчивости;
  • чрезмерная импульсивность;
  • беспокойные и лишние движения в теле;
  • неспособность контролировать эмоциональные всплески;
  • повышенная активная деятельность;
  • излишняя подвижность.

Симптомы и проявления гиперактивности у ребёнка

Возможны признаки неловкости, говорливости, повышенной расторопности. Первые проявления гиперактивности можно заметить у малышей до года. Иногда даже через несколько дней после рождения ребенка: сон неглубокий и быстрый, а бодрствование очень энергичное. Наблюдается также повышенная чувствительность к внешним раздражителям — эмоциональная реакция на свет, звук, движение и голос.

Диагностика СДВГ

Родители должны помнить – чем раньше отправиться с визитом к неврологу, тем быстрее получится диагностировать нарушения в развитии ребенка и предпринять необходимые меры. Первые звоночки можно обнаружить даже в год, для этого нужно проявить только некоторую наблюдательность.

Диагностика СДВГ

Обязательно рассказать врачу, кто в семье страдал от подобного диагноза, дать малышу точную характеристику. Даже малейшие изменения подробно описать специалисту – плохой сон, повышенную возбудимость, особенности поведения.

Диагностика СДВГ

Основные методы, используемые для диагностики СДВГ:

Диагностика СДВГ
  • разговор с родителями ребенка;
  • продолжительное и ненавязчивое наблюдение за поведением малыша;
  • проведение диагностических опросов для взрослых;
  • тщательное исследование неврологического состояния ребенка;
  • применение психометрических, нейропсихологических методик для психологического обследования.
Диагностика СДВГ

В особо сложных случаях проводят аппаратные исследования – электроэнцефалографию или магнитно-резонансную томографию. Манипуляции совершенно безвредны, не вызывают неприятных ощущений или боли у малыша.

Диагностика СДВГ

Диагностика СДВГ

Правда и вымысел о гиперактивных детях

Гиперактивных детей, действительно, называют по-разному. Дело в том, что и ММД (минимальная мозговая дисфункция), и малая мозговая дисфункция, и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) обозначают одно и то же понятие. В основе гиперактивности лежат мелкие нарушения работы центральной нервной системы и, в особенности, мозга. Эти нарушения могут быть следствием родовой травмы или полученными по наследству от родителей, бабушек и дедушек.

Вокруг гиперактивных детей существует немало ошибочных суждений. Вы, наверняка, сталкиваетесь с ними постоянно. И я, как мама гиперактивного ребенка, уже привыкла их слышать. Порой это бывают более или менее безобидные досужие разговоры. Но иногда они способны нанести вред и самому гиперактивному ребенку, и его семье.

Я собрала эти суждения в таблицу и предлагаю ее Вашему вниманию.

Вымысел Правда
Гиперактивный синдром – миф, придуманный алчными медиками, чтобы выкачать из родителей побольше денег за «лечение». Наличие заболевания не миф. Оно подтверждается наблюдениями педагогов и родителей, а также, результатами медицинских обследований.
Гиперактивность – просто отговорка безответственных родителей и попытка оправдать их нежелание и неспособность воспитывать свое чадо. Гиперактивные малыши могут быть даже у ОЧЕНЬ ответственных и «правильных» родителей.
Это – новомодное веяние. Раньше никаких гиперактивных не было. Гиперактивные были. Всегда. Но долгое время причины такого расстройства оставались неизвестными.
Гиперактивные дети имеют сниженный интеллект, поэтому им трудно учиться. Гиперактивность не влияет на интеллект. Трудности в учебе обусловлены совсем другими причинами: неустойчивой концентрацией внимания и быстрой утомляемостью.
СДВГ – психическое заболевание. На самом деле это неврологические нарушения различного происхождения и степени тяжести. Гиперактивные более чувствительны, импульсивны, легко возбудимы, часто склонны к депрессиям. Но, психических отклонений СДВГ не вызывает.
Гиперактивные всегда антисоциальны и несут потенциальную опасность обществу. Дети с этим диагнозом общительны и любопытны. Например, если гиперактивный школьник совершает плохой поступок, то не по злому умыслу, а, просто, необдуманно. Особенно, если при недостатке родительского внимания попадает под чье-то дурное влияние.
СДВГ само проходит с возрастом У гиперактивных детей с возрастом проходит двигательная расторможенность. Но импульсивность и дефицит внимания в 50% случаев сохраняются.
Гиперактивность можно вылечить Нет «волшебной» таблетки или другого лекарства, которое гарантировало бы полное исцеление гиперактивного ребенка.
Если гиперактивность нет возможности вылечить, значит, пичкать малыша медикаментами бессмысленно. Смысл в том, чтобы уменьшить проявления, не дающие Вашему гиперактивному чаду учиться и полноценно развиваться. Если грамотно подобрать лечение, то можно избежать огромных проблем и не дать ребенку стать изгоем в обществе.

Основные признаки СДВГ

Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.

Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:

  • В умственном развитии ребенок не отстает от других и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
  • В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
  • Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
  • Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
  • Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
  • Не нравятся спокойные настольные игры.
  • Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
  • Беседы с ними долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.
Основные признаки СДВГ

По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях, и иногда это — проблема воспитания.

Но малышей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие проявления не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует ADHD and the Rise in Stimulant Use Among Children — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 6A05 Attention deficit hyperactivity disorder относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода Slideshow ADHD in Children — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Другие факторы

Считается, что некоторые группы подвержены большему риску гиперактивности во взрослом возрасте, особенно если имеют другие проблемы:

  • Тревожное расстройство. Стрессовые ситуации заставляют беспокоиться, нервничать и повышают частоту сердцебиения, вызывая головокружение, потливость или физические изменения в виде истощения при недостаточной строгости к регулярному приему пищи.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Негативное, импульсивное поведение. Проявляется, в частности, к авторитетным фигурам: родителям, начальству, руководителю, куратору, декану.
  • Расстройство поведения. Антиобщественные действия, противоречащие моральным нормам. Люди, склонные к деструктивному поведению, нередко связаны с воровством, борьбой, вандализмом, а также могут причинить физический вред человеку или животному.
  • Депрессия. Подавленное состояние, апатия, равнодушие к окружающим переживаниям.
  • Проблемы со сном. Невозможность расслабиться, бессонница.
  • Расстройство аутистического спектра. Влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение.
  • Синдром гиперактивности бронхов. У взрослых проявляется чаще, чем у детей. Характерный признак — постоянный кашель, особенно летом. При неправильной работе бронхов в них не только попадает кислород, но и оседает пыль, вещества, раздражающие слизистую оболочку.
  • Эпилепсия. Состояние, при котором происходит влияние на мозговые процессы. Человек может переживать неконтролируемые судороги или упасть в обморок.
  • Синдром Туретта. Нарушение в нервной системе, характеризующееся постоянными моторными тиками и непроизвольными шумами. Например, человек может одновременно дергать головой, свистеть или несдержанно ругаться.
  • Трудности в усвоении материала. Характерна дислексия — невозможность сосредоточиться на чтении или записать слова так, чтобы в процессе буквы не перемешались.
Другие факторы

При наличии одного или нескольких факторов повышается риск обнаружения синдрома гиперактивности у взрослых. Для выявления расстройства следует обратиться к специалисту. Лечение назначается в индивидуальном порядке.

Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?

Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:

  • Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
  • Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
  • Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
  • Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
  • Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
  • Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
  • Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки — пустячное дело.
  • Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
  • Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
  • Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
  • Не заставляйте отпрыска есть через силу.
  • Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.

Заниматься воспитанием гиперактивного ребенка чрезвычайно сложно, возможно, порой вы будете чувствовать, что это он управляет вами, а не вы им. Но всегда помните: особенные дети не хуже всех, они просто другие. Развивайтесь, постигайте нестандартные методики воспитания и однажды поймете, что не только вы делаете своего отпрыска лучше, но и он вас.

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Как правило, психологи дают перечень рекомендаций для родителей, чьим детям поставлен диагноз «гиперактивность», а также в некоторых случаях лечение предполагает приём медикаментов. Если вы входите в группу риска, а также считаете, что даже при отсутствии таких признаков следовало бы своё чадо немножко усмирить, ловите советы:

Не ограничиваем свободу

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Под запретом наказания в виде лишения подвижности. Не подойдут ни угол, ни удержание на диване. Но это абсолютно не значит, что приветствуется вседозволенность. Установите, что нельзя, а что можно.

Не запираем в трёх стенах

Подберите по вкусовым приоритетам ребёнка кружок по интересам. Только здесь необходимо учесть некоторые правила:

  • до достижения школьного возраста исключаем кружки, где занятия построены по принципу обучения в школе с сиденьем за партами, письмом в тетрадях и выполнением заданий, требующих усидчивости;
  • профессиональный спорт противопоказан.
Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

В качестве секций хорошо подойдут конная езда, плавание в бассейне, спортивная гимнастика, танцы, театральные студии. Нахождение среди сверстников позволит подготовиться гиперактивному ребёнку к началу школьного периода.

Не даём расслабляться

Я не про отдых. Дело касается чёткого распорядка дня, который необходим для строго соблюдения без каких-либо изменений и допущений. Режим позволит выработать у гиперактивного ребёнка рефлекторные привычки.

Не нагнетаем окружающую обстановку

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Итак-то эмоции зашкаливают, а тут ещё ваши требования, упрёки, крики. Заведите за правило вместо эмоций:

  • точно формулировать запреты без отрицательного «не»;
  • чётко ставить цели и задачи, посильные для слаборазвитой логики и отсутствующего абстрактного мышления, с применением коротких предложений, без наворотов;
  • соблюдайте последовательность, исключая выдачу сразу нескольких поручений и просьб.

Позитивное общение – ваш конёк. Даже абсолютно здоровым детям необходимы тепло, ласка и похвала за успехи. Гиперактивные дети своим вызывающим поведением пытаются привлечь к себе внимание, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы он в нём купался.

Не оставляем без контроля время

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Такие дети плохо чувствуют временные рамки, поэтому контроль за временем выполнения заданий и поручений, переход от действия к действию будет лежать на ваших плечах. Надо садиться обедать, возвращаться с прогулки, ложиться спать – предупреждайте минут за 5, чтобы не столкнуться с отрицательной реакцией. Чередуйте 10-15 минутные занятия, требующие усидчивости, с активными пятиминутками.

Соблюдение этих нескольких «не», уверены психологи, помогут свести проблему излишней активной деятельности ребёнка к минимуму.

Как всегда для вас очень полезное видео.

Ждем от вас советов, как справляться с нашими непоседами.

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Замечательно если в вашей семье деятельная активность ребёнка связана исключительно с его жизненной позицией. А родителям гиперактивных детей желаю терпения и веры в то, что невозможное возможно.

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях: важные советы

Не всё поддаётся контролю, вы не можете постоянно находиться рядом с ребёнком. Приступы гиперактивности могут проявиться у него, как говорится, в самый неподходящий момент. Помним, что вы должны быть сдержанными, не повышать голоса, ваша задача переключить внимание малыша.

  1. Увлеките его другим занятием.
  2. Задайте ему вопрос, как говорится, не по теме.
  3. Обсудите его поведение в шуточной форме, можете сравнить его с мультипликационным героем.
  4. Внимательно слушайте, что ребенок вам говорит, не пренебрегайте его страхами и капризами.
  5. Забудьте о приказном тоне, диалог должен строиться в виде просьбы.
  6. Если гиперактивный ребёнок с первого раза не выполняет вашу просьбу, повторяйте её до тех пор, пока не получите желаемый результат. Когда просите о чем-то, убедитесь, что он вас слышит.
  7. Оставьте его одного в своей комнате (если это безопасно).

Помните: как бы он себя ни вёл, он должен чувствовать вашу поддержку.

Читайте также:  Детская шизофрения: первые ранние признаки
FORMULAT - медицинский глянцевый журнал