Как воспитывать мальчика 6 лет: советы опытного психолога

Одним из важнейших периодов жизни ребенка, способного оказать огромное влияние на его дальнейшее развитие, является период от первого до второго года. В это время он очень интенсивно растет и изо дня в день приобретает новые навыки и опыт взаимодействия с окружающими его людьми. Но, если физиологическое развитие ребенка от года изучено достаточно хорошо, то проблема воспитания в этот период стоит достаточно остро.

Что нужно учитывать при воспитании детей разного пола?

Воспитание детей не поддаётся какому-то одному шаблону. Женщины рожают наследников уже несколько тысячелетий, но так и не создали формулу идеального воспитания и обучения. Все дети индивидуальны. И раз уж нет особого рецепта, как сделать из любого младенца порядочного и хорошего человека, то нет и правил, как быть с детьми разных полов.

Дело в том, что существует разница в воспитании мальчиков и девочек. Они по-разному развиваются и в физическом, и в психологическом плане. Они имеют разные интеллектуальные способности, темпы роста. Мальчишки и девчонки по-разному воспринимают окружающий мир, события, вещи и людей вокруг себя. Они отличаются не только внешне, но и внутренне. Парни и девушки по-разному рассуждают, думают, мыслят, анализируют, мечтают. Поэтому при воспитании важно уделять внимание особенностям их поведения, восприятия, реакции.

Проблемы женского воспитания мальчика в неполноценной семье – как воспитать из сына мужчину в женском коллективе?

Не верьте тем, кто утверждает, что в неполной семье вырастают неполноценные мальчики.

Неполная семья — это не та, где нет одного родителя, а та, где не хватает родительской любви!

Безусловно, без отца есть свои дополнительные трудности и проблемы, но их можно решить.

Вот на что советуют обратить внимание психологи, если вы воспитываете сына без отца:

  • Несмотря на отсутствие папы, пример мужского поведения в жизни сына должен быть. Это может быть дедушка, дядя, брат, учитель, тренер. Чем больше мужчин присутствует в жизни вашего сына, тем лучше.
Проблемы женского воспитания мальчика в неполноценной семье – как воспитать из сына мужчину в женском коллективе?

В качестве примера, могут быть и отважные герои книг и фильмов.

  • Взаимоотношения мамы с противоположным полом тоже играет большую роль. Скованность, неудобство, тревога, агрессия, которые вы, возможно, испытываете в присутствии мужчин, будут передаваться и вашему ребенку. В этом случае лучше ограничиться общением с одним-двумя мужчинами, к примеру, братом и отцом, которые наиболее значимы для вас и для ребенка.
  • Будьте со своим ребенком на равных. Не сюсюкайте, но и не давите своим авторитетом. У слишком властных мам вырастают безынициативные дети, а у сверхзаботливых есть риск в определенном возрасте дождаться бунта.

Мальчики, зависимые эмоционально от матерей, даже с возрастом не отделяются от них, и часто очень долго живут с матерями и не могут жениться.

  • Даже если вы воспитываете мальчика без отца, не слишком его балуйте, стараясь компенсировать недостаток отцовской любви. В воспитании сына важно доверие, которое вы ему оказываете. Не стойте у него над душой и не прибегайте каждый раз, как слышите «У меня ничего не получается!». Предложите ему попробовать ещё раз. Иначе вы рискуете приучить его постоянно ждать от вас помощи.
  • Чаще хвалите сына. Говорите ему «Ты у меня самый замечательный!», «У тебя все получится!», «Мой защитник!». Для мальчика, воспитывающегося без отца, это особенно важно. Этим вы укрепите его значимость в ваших глазах.

Воспитывая мальчика без отца вам нужно быть слабой и женственной и в то же время спокойной, уверенной и сильной духом. Но не старайтесь играть одновременно женскую и мужскую роль — просто будьте сама собой.

Читайте также:  Как отвечать на комплименты, чтобы слышать их почаще

Как проявляется кризис лет у мальчиков и что делать?

Психологическое становление мальчика – сложный период для родителей. Заметить кризис можно по резким перепадам настроения – он то уверенный, то неуверенный в своих силах. Он уже не заинтересован в школе, оценках. Мальчишка не хочет выполнять уроки и забывает о предметах. Домашнее задание для него в тягость, и выполняет он его больше по времени.

В таких обстоятельствах немаловажным становится вопрос о воспитании и обучении. Ребенок капризничает и не желает учиться. Родители должны следить за его дневником, общаться с классным руководителем и узнавать домашнее задание. В этот период времени просто необходимо быть рядом и мотивировать ребенка, в том числе и мультиками, на дальнейшее получение образования.

В качестве примера приводить себя. К примеру, показать аттестат или диплом, где числится специальность и награды. В этот момент для мальчика очень важен мужской пример. Он желает получить знания в строительстве, ремонте. В качестве мужчины может быть не только папа, но и дедушка, друг семьи. Не важно какое родство, главное чтобы мужчина дал необходимые знания, которые необходимы мальчику.

Ещё в этот период мальчики становятся непоседами. Если в первом классе их мог усмирить учитель, то теперь они шумят на переменах. Если до этого родители и учителя не приучили дитё к дисциплине, то теперь это уже становится невозможным.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

Читайте также:  Исследование синдрома функциональной абдоминальной боли

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Правила воспитания

Рассмотрим основные тезисы, которые должны учитываться матерями при воспитании сыновей:

  • Отсутствие тотального контроля. Каждая мать сама определяет, что она будет разрешать малышу, в какой момент его неудачи придет на помощь, однако важно соблюдать «золотую середину», не превращаясь в суровую даму, уверенную в пользе спартанских условий, и не уподобляясь гиперзаботливым матерям.
  • Использовать пример чужих отцов. Если женщина вынуждена воспитывать малыша одна, ей следует понаблюдать за тем, как ведут себя отцы других детей. Так, если во время прогулки кроха упал, папа не бежит к нему на помощь, более спокойно реагирует на слезы и крик, поскольку понимает, что падения в детском возрасте неизбежны.
  • Не менее важно и понаблюдать за тем, где отцы проявляют твердость, а в каких моментах готовы уступить.
  • Воспитать мужскую манеру поведения поможет не отдергивание, а подбадривание. Нужно помочь ребенку преодолеть препятствие, а не держаться подальше от опасного места.
  • Слово – важнейший помощник родителей. Поэтому, говоря «мальчик», нужно постараться почаще употреблять характеристики «мужественный», «выносливый». У ребенка постепенно отложится в голове, как ведет себя представитель мужского пола.

Отметим, что воспитывать мужественность следует осторожно, с учетом возраста малыша. Так, если крохе всего 2 года, допустимо уступить, не требовать от него сверхусилий и супервыносливости. Сейчас детям очень нужна поддержка взрослого, жалость, общение – нельзя лишать ребенка необходимой психологической помощи.

Приведем пример:

  1. Если ребенок упал, заплакал, его следует пожалеть, даже если взрослый уверен, что крохе не больно.
  2. Когда мальчик, упав, не расплакался, его мужественность стоит отметить и похвалить, показать, как родители гордятся его стойкостью.

Только так можно воспитать гармоничную личность, а не забитую и неуверенную в себе или протестующую по любому вопросу.

Как воспитывать мальчика лет?

Трехлетний возраст знаменуется уже большим пониманием ребенка о том, кем он является. Чтобы воспитать будущего мужчину, необходимо говорить сыну, что он является мальчиком и это хорошо. Пусть он ценит себя как мужчину. Хвалите его как мальчика, как представителя сильного пола: «Ты храбрый… Ты сильный… Ты смелый…».

Для трехлетнего сынишки становится важным отец (либо мужчина, который олицетворяет представителя его пола). Поскольку сын является мужчиной, он должен учиться быть мужчиной у представителя этого пола. Вот почему отцам следует принимать активное участие в жизни своих сыновей уже с трехлетнего возраста, чтобы в противном случае мальчик не стал тянуться и равняться на мать.

Как воспитывать мальчика лет?

В данном возрасте сыну следует дать свободное пространство. Это может быть как уголок в комнате, где всем командует исключительно малыш, так и пространство в движениях, выборе. Сын должен постепенно приобретать собственную территорию во всех смыслах этого слова.

Родителям следует спокойно относиться к следующим вещам:

  • Ребенок начинает говорить «Я сам». Постепенно начинает отделение сына от матери. Это следует поощрять, поскольку мальчик начинает становиться самостоятельной личностью. С этим ему следует помочь.
  • Ребенок в чем-то не такой, как другие дети. Если сын гиперактивный, мало говорит или плохо обучается, не следует его за это наказывать. Любите его таким, какой он есть, и помогайте ему скорректировать свои навыки или характер.

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?

Приучение малыша к самостоятельности

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.

И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.

Читайте также:  Дети с задержкой психического развития: диагностика

В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру

Воспитание самостоятельности ребенка до года

И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?

  1. Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
  2. Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
  3. Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
  4. Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.

Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Как приучать к самостоятельности

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Даже если вы очень торопитесь, запаситесь терпением и дайте ребенку самому обуться и одеться. Он поверит в свои силы и научится одеваться самостоятельно быстрее, если обувь и одежда будут просты в использовании, на них не будет лишних завязок и застежек. Приучайте малыша к самостоятельности.

Предлагаем ознакомиться: Методика раннего развития Никитиных

К трем годам ребенок уже идентифицирует себя, как личность. Малыш осознает, что он – самостоятельный человек, поэтому появляются разные сложности в поведении, происходит формирование его характера. Начав ощущать себя самостоятельной личностью, в этом возрасте дети нередко начинают бунтовать, выказывая протест против родительских указаний.

Если вы заметили, что ребенок не слушается, казалось бы, без особых на то причин, то это, возможно, как раз и есть тот самый протест маленького человечка, старающегося заявить о своей индивидуальности. На этом этапе родители должны быть особенно терпеливыми, логичными и последовательными в своих поступках и требованиях.

Старайтесь быть максимально внимательными и доброжелательными к своим малышам. Но не попустительствуйте детским прихотям, чтобы потом не ломать голову над вопросом Как справиться с детскими капризами?. Будьте в своих требованиях мягки, но настойчивы. Этим вы поможете задать ребенку верный вектор развития, что впоследствии окупится сторицей.

В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него.

Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой.

Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку.

Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал