Как возникает и сколько длится кризис среднего возраста у мужчин?

Каждый ребенок в разной степени подвержен возрастным кризисам. Это дает ему возможность нормально развиваться. Важно вовремя распознать этот период и приложить максимум усилий, чтобы облегчить психологическое состояние чада. Поэтому когда еще вчера спокойное дитя начинает истереть без причины, не спешите вести его на консультацию к психологу.

Почему каждый должен пережить возрастной кризис?

Стоит помнить, что с физическим ростом происходит также и развитие нервной системы, которая у детей еще столь неустойчивая. Получение новых навыков, таких как ходьба и умение разговаривать, а потом и поход в детский сад или школу могут значительно подорвать ее. Кризисы разного возраста проявляются по-разному. Но, только пройдя через это, малыш может сформировать уравновешенную психику, научиться не держать негативные эмоции в себе.

Такой сложный период не должен пугать родителей, ведь он означает, что ребенок правильно развивается. Зачастую психологи считают ненормальным отсутствие кризисных периодов, это по их мнению, может свидетельствовать об отставании в развитии. Только в очень сложных состояниях, которые мешают нормальной жизнедеятельности, нужно обратиться к профильному специалисту. Он даст рекомендации для нормализации положения.

Изменение поведенческих патернов по время кризиса середины жизни

Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными.

Приходит осознание того, что и собственная жизнь проходит: жизнь перестала выдавать кредиты под будущее. Одним тяжело от понимания того, что всех вершин все равно не покорить. Другие страдают от боязни не проявить себя в чем-то важном, остаться нереализованными, считают, что жизнь дает им последний шанс: именно во время кризиса середины жизни люди отчаиваются на неожиданные поступки, которые окружающие характеризуют как «седина в бороду – бес в ребро».

О зоне ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

* Думаю, проблема нарушения границ детьми и их травмирование о границы заключается в том, что теоретически границы возникают, исходя из условий существования, и они достаточно естественны, чтобы с ними не спорить. Но поскольку человек развивается не в естественной среде, а в искусственной, то границы, очерчиваемые для человека, носят в большей степени культурный характер, чем естественный. К тому же, если традиционные культуры не сомневаются в своих табу и поддерживаются всем обществом, то в современной культуре постоянно идет разрушение различных условностей – они ставятся под сомнение в первую очередь родителями, а вслед за ними и детьми.

Причины кризиса и торможения в развитии личности

Кризис личностного роста развивается по многим причинам. Они связаны как с бытовыми проблемами, так и с изменениями сознания в связи с возрастом.

Отсутствие хорошей мотивации

Практически невозможно заставить себя что-либо делать, если для этого нет желания. Когда нет поставленных целей, идти вперед так же не хочется.

Финансовые проблемы

Самую прямую и безоблачную дорогу легко испортит нехватка денег. Особенно если она возникла неожиданно, как говорят, на пустом месте. Сюда относятся непредвиденные растраты, например, в связи с серьезным заболеванием или незапланированным переездом.

Чувство лени

В этом случае человек сам себе является врагом. Он собственноручно тормозит свое развитие. А ведь стоит приложить совсем немного усилий, и ситуация изменится в лучшую сторону.

Давление со стороны

Причины кризиса и торможения в развитии личности

Окружающие не принимают тех, кто ведет себя не так, как они. Поэтому пытаются изменить таких людей. Эти попытки вгоняют последних в депрессию и тупик.

Возрастной порог

Самая серьезная причина развития личностных кризисов. По мнению психологов, им подвержены и дети (3, 7, 14 лет), и взрослые (18, 30, 40, 60 лет). Именно в эти периоды человек переосмысливает свою жизнь, пересматривает приоритеты и ценности.

Заметить наступление кризиса можно накануне дня рождения. Именинник вместо того, чтобы радоваться, испытывает непонятную тревогу и панику. У него возникает желание подвести черту под прожитыми годами и сделать выводы. Его беспокоит масса вопросов, касающихся того, что он успел или не успел сделать.

Одна или несколько конкретных ситуаций

Сюда относятся смерть близкого человека, проблемы в личных отношениях или ухудшение финансового положения. Эти ситуации всегда случаются неожиданно. После них начинается новая жизнь, полная неопределенности и пугающей неизвестности. Она-то и приводит к развитию депрессии, влекущей за собой неудачи в других сферах.

Переоценка ценностей

Поиск новых ориентиров и определение приоритетов также приводят к развитию кризиса личности. Человек оценивает прожитый промежуток времени с высоты опыта и пытается исправить ошибки. Это провоцирует появление переживаний и депрессии.

Детские кризисы и периоды становления личности ребенка

На основе трудов советских психологов можно сделать вывод о периодичности развития ребенка и временных кризисах.

Новорожденность

Первый в жизни ребенка кризис который приводит от эмбрионального периода к младенческому возрасту. В этот период происходят важные физические изменения: перестройка питания, дыхания, знакомство с окружающей средой. При этом у младенца появляется множество внешних раздражителей, уязвимость иммунитета и обособленность от матери. Центральная нервная система начинает усиленно развиваться, при этом ребенок большое количество времени проводит во сне.

Читайте также:  Характер и особенности мужчины близнеца по знаку зодиака

Первый год

Период, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир. В этот год ребенок начинает ходить и произносит первые слова. По мнению психологов, именно ходьба становится катализатором изменения отношения к внешнему миру. Ему все интересно, поэтому новые предметы, которыми пользуются взрослые, становятся притягательными.

Помимо физических изменений ребенок начинает проявлять собственный характер в отношениях со взрослыми. Это стремление к независимости проявляется в упрямстве, агрессии и обидчивости.

Третий год

Период, когда ребенок переходит к раннему детству и начинает воспринимать себя в качестве самостоятельной личности. Именно в этот период маленький человек проявляет:

  • негативизм,
  • упрямство,
  • строптивость,
  • своеволие,
  • деспотизм,
  • протест,
  • обесценивание.

Ребенок владеет базовыми физическими способностями. Он видит, слышит, ходит, разговаривает. Поэтому он начинает меньше зависеть от родителей и больше проявляет свое Я. В этот период может начаться кризис взаимоотношений в семье, если родители проявляют авторитарные методы воспитания, наказывают и ругают ребенка за малейшую провинность.

Кризис может протекать незаметно для ребенка и для окружающего мира.

Седьмой год

Этот кризис обусловлен переходом ребенка от детства к школьному периоду. Ребенок теряет часть своей наивности и непосредственности, при этом начинает копировать поведение взрослых. Он уверен, что теперь взрослый и может поступать так, как считает нужным. Повышается уровень противостояния и протеста ребенка.

В первом классе маленькая личность в первый раз становится объектом учебной деятельности. Все дети хотят пойти в школу, но не все хотят учиться. Находясь в социуме, где нет родителей, но появляется новый авторитет учитель, ребенок подвержен внешним социальным факторам. Проявляя протест дома, ребенок слушается учителя, желая стать взрослым.

Предподростковый кризис

В возрасте 9-11 лет у ребенка могут проявляться первые признаки переходного возраста. Они могут быть не явно выражены. При этом маленький человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир, поступки взрослых и события вокруг.

Кризис 12-15 лет

Этот период часто называю пубертатным периодом или переходным возрастом. Кризис может затянуться на несколько лет, так как именно здесь связаны физические и психологические изменения. К физическим можно отнести гормональный рост: мальчики и девочки наблюдают у себя внешние признаки взросления. Психологические — это становление характера, попытка найти свое место в обществе, завоевать авторитет и стать независимым от родителей.

Кризис может протекать с позитивными и негативными проявлениями.

Ребенок, считая себя взрослым, участвует в делах родителей, учителей, помогает им на работе и дома, проявляет общественную активность — все это является позитивными проявлениями.

Негативные проявления — это желание показать свое Я. Оно может привести не только к активным протестам, но и асоциальному поведению: школьным дракам, принципиальным протестам, употреблению наркотиков и алкоголя. Так даже дети известных личностей в пубертатный период попадали в полицию, пробовали наркотики или вели асоциальный образ жизни.

Пубертатный период отражен не только в трудах известных психологов. Многие писатели, кинематографисты, музыканты и художники воплотили кризис переходного возраста в своих произведениях.

Читайте также:  5 глупых проблем, которые женщины придумывают себе сами

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.

Что нужно делать, чтобы избежать печальных последствий кризиса?

Как не допустить, чтобы последствия кризиса среднего возраста вырвали мужчину из привычной жизни, разрушили его семью, карьеру, отбросили его на обочину социума? Очень хорошо, если мужчина сам понимает, что с ним происходит и если это понимают его близкие люди. Особенно жена. Ведь именно ей в вопросе реанимации суженого отводится ключевая роль. Сил потребует немало, но оно того стоит, потому что история со счастливым концом явит совсем другого мужчину, более сильного, решительного и психически устойчивого.

Линий поведения в таких ситуациях может быть много. Самое первое, что нужно сделать, это ни в коем случае не акцентировать внимание на происходящем. Не нужно напоминать супругу, что у него сейчас сложный период, ему от этого лучше не станет — только хуже. Мужчине же нужно избавиться от самобичевания, не предаваться лишний раз грустным мыслям. Будет неплохо, если он реанимирует какое-то забытое хобби, такое, как моделирование пластиковых самолетов и танков, коллекционирование марок или монет. Регулярные занятия спортом необходимо добавлять в свой распорядок дня. Спортивные залы, площадки не только помогут избавиться от депрессии. С каждым днем улучшающееся здоровье, внутреннее состояние и физическая форма будут его приободрять, что позволит очень быстро выйти из кризисного состояния. А вот от алкоголя и сигарет в это период лучше отказаться.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал