Какова структура и компоненты общения в психологии?

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

Понятие общения, его виды и типы

Коммуникация может быть:

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

Формально можно общаться на работе, в университете, школе. Неформальное взаимодействие допустимо во всех остальных местах, но важно правильно подобрать стиль, тему и выбрать коммуникативный уровень в зависимости от ситуации.По содержанию коммуникация бывает:

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Бывает три основных структуры общения:

  • Фронтальная. При этой структуре человек (оратор) выбирает монологическую форму общения, обращаясь к аудитории или группе людей. Слушатели в основной своей массе в это время молчат. Даже если кто-то из присутствующих задаёт вопрос, и между ним и оратором завязывается диалог, коммуникация не перестаёт быть фронтальной, так как все остальные присутствующие слушают молча.
  • Диалог. Структура коммуникации строится по принципу участия в разговоре двух собеседников. Это прямая структура разговора — «ты мне, я — тебе».
  • Опосредованная. Подразумевает обмена информацией при помощи дополнительных средств, например, телевидение, интернет, радио, телефон.
  • Косвенная. Передача информации осуществляется через посредников. Такая структура часто используется, если общение строится между конфликтующими сторонами.

В совершенстве зная методы эффективного общения, понимая структуру, механизм и возможные виды коммуникации, каждый человек может быстро адаптироваться в обществе, коллективе и в семье.

Четвёртый уровень: конвенциональный

Культурное, вежливое и этичное общение. Оба собеседника имеют желание и готовность общаться. Как правило, общение на четвёртом уровне проходит на равных (или близко к этому). Нет явного манипулятора и явной жертвы.

Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. Открытое и искреннее общение.

Конвенциональный уровень общения мы можем наблюдать на деловой встрече партнёров по бизнесу и иногда в семейных кругах или среди друзей.

Блок Общение. Определение. Терминология. Позиции.

Общение – это взаимодействие субъектов друг с другом для получения ожидаемых результатов путем установления отношений.Терминология:

Общение, двухконтурное общение, первая позиция, вторая позиция, третья позиция, четвертая позиция, ассоциированное состояние, диссоциированное состояние, общественные отношения, межличностные отношения, наблюдатель, наблюдатель за наблюдателем, переговоры, межличностные отношения, общественные отношения, безличностные отношения, социальная роль, конъюнктивные переживания, дизъюнктивные переживания, интерактивная функция, коммуникативная функция, перцептивная функция, передаточная функция языка, невербальные средства коммуникации, вербальные средства коммуникации, целевой ресурс, эксплицитность, имплицитность, индуктор, реципиент, страж целевого ресурса.

Читайте также:  5 любопытных техник вхождения в осознанные сновидения

Простой вопрос:

— Зачем люди общаются?

Простой ответ:

— Для того, чтобы получить то, что желают!

Когда человек страдает, например, аутизмом, общение с другими людьми сильно затруднено. И без помощи со стороны аутист обречен на быстрое «исчезновение», потому что не может донести до людей свои желания. Человек через общение реализовывает свои желания!

В двухстороннем (двухконтурном) общении индивид проявляет себя как субъект воздействия (первая позиция) и одновременно является объектом воздействия (вторая позиция) со стороны другого человека. Личность пребывает одновременно в двух ассоциированных состояниях. Однако, кроме двух состояний, человек способен находится в качестве «НАБЛЮДАТЕЛЯ» за процессом общения (третья позиция), оказываясь в диссоциированном состоянии. А также быть «НАБЛЮДАТЕЛЕМ ЗА НАБЛЮДАТЕЛЕМ» (четвертая позиция), увеличивая количество диссоциированных состояний.

Цивилизация немыслима без общения людей, которое предполагает выстраивание взаимных отношений. Отношения могут носить общественный характер или межличностный вид. Именно отношения раскрывают себя в общении. Оба типа отношений крайне важны для понимания того, как люди ведут себя в переговорах. Через общение личность раскрывает персональное отношение не только к другим людям, а и ко множеству других явлений в жизни.

Проблема интереса

Переизбыток или дефицит интереса может быть также серьезной проблемой. Если кто-то чрезмерно заинтересован в общении с человеком, то этот человек может начать подозрительно относиться к этому. Он может считать, будто с ним общаются для того, чтобы извлечь какую-то выгоду. Из-за этого может возникнуть острое желание оборвать общение. А когда интереса мало, то тут все очевидно: разговоры всегда будут пресными и скучными, продолжать отношения с человеком, незаинтересованным в общении,  захочет далеко не каждый. Ведь отсутствие интереса с одной стороны приводит к прямо пропорциональному падению интереса с другой стороны.

Процесс написания исследования

Написание исследования состоит из следующих этапов:

  • подбор и формулирование темы работы;
  • планирование, составление примерной структуры исследования;
  • непосредственное написание работы;
  • проверка, вычитка и внесение окончательных правок эссе.

Если с выбором и формулированием темы затруднений, как правило, не бывает, то под планированием эссе необходимо понимать определение цели работы, выбор основных идей, подбор источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Правила общения

Каждый день мы находимся в окружении людей: знакомых или незнакомых. Мы контактируем с друзьями, коллегами по работе, родственниками, случайными встречными и т. д. То есть общение с людьми может происходить как по нашему желанию, так и против нашей воли. В любом случае мы стремимся достичь взаимопонимания с окружающими, но, к сожалению, не всегда получается. Именно поэтому психологи рекомендуют придерживаться определенных правил общения. Благодаря им можно добиться расположения других людей, а также заслужить репутацию прекрасного собеседника.

  • Проявляйте интерес к другим людям.

Вы не сможете наладить контакт с человеком, если вас интересует только собственная персона. Главное, проявляйте неподдельное внимание. Поверьте, о фальши, обмане и неискренности «расскажут» ваши жесты и глаза, даже если слова будут теплыми и лестными.

  • Будьте осторожны с критикой.

Зачастую люди не любят, когда их критикуют, а тем более высмеивают. Если вы все же осмелились на подобное, то помните, что все может вернуться бумерангом. Не бойтесь говорить о своих ошибках и промахах – это всегда располагает людей, и они начинают по другому воспринимать критику в свой адрес. В любом случае критикуйте поступки или действия, а не личность.

  • Не скупитесь на похвалу.

Сосредотачивайте внимание на достоинствах других людей, хвалите. Пускай их таланты и достоинства не столь очевидны, но услышав ваше восхищение, они проникнутся желанием оправдать ваши ожидания. Старайтесь замечать в окружающих хорошее, и не обращать внимания на недостатки. Комплименты, которые слетят с ваших уст, проложат дорожку к сердцу собеседника. В любом случае, они будут отличным началом диалога.

  • Слушайте собеседника.

Умение слушать зачастую ценится больше умения говорить. Дайте человеку высказаться, и только после этого рассказывайте о себе. Поверьте, люди будут слушать вас с большим интересом, только после того, как «выльют» вам душу.

  • Говорите спокойно и мягко.

Люди не любят приказного тона, они зачастую избегают общения, в котором ими повелевают, указывают, как надо поступать в той или иной ситуации, поучают. Вместо приказов используйте просьбы и предложения. Ни в коем случае не возвышайте себя над окружающими.

  • Правила общения обязательно подразумевают уважение.

Уважайте мнение других людей, каким бы оно ни было. Не нужно ссориться, и на повышенных тонах доказывать неправоту собеседника. Ему вряд ли понравятся грубые слова о его неверных, на ваш взгляд, суждениях. Единственное, что у вас получится – вызвать протест и негодование, тем самым затруднив восприятие всего сказанного ранее. В случае, когда разговор все же перешел в выяснение отношений, спокойно воспринимайте претензии и упреки, которые будут звучать в ваш адрес. Иначе, вы только укрепите желание противоположной стороны доказывать собственную правоту.

  • Дарите людям улыбку.
Читайте также:  «HR: шаг за шагом». Как решиться на увольнение

Перед улыбающимся и добродушным человеком не смогут устоять даже враждебно настроенные люди. От них заряжаешься положительной энергией и теплом, и создается впечатление, что мир прекрасен. Пытайтесь улыбаться, даже если жизнь преподносит неприятные сюрпризы, а настроение оставляет желать лучшего. Улыбка делает наши лица красивыми и соблазнительными.

Перечисленные правила общения помогут вам легко налаживать контакты даже с малознакомыми людьми, и поддерживать теплые отношения с близкими. Но самое главное, вы сможете без особых усилий добиваться поставленных целей.

Основные теории общения Интерактивная коммуникативная перцептивная стороны

* Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

*Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека *

*Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); *Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); *Перцептивная сторона (процесс восприятия друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) *

*Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т. е.

система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический.

Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. *

* *Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции, пространственно-временная организация общения, контакт глазами.

*Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др. ).

*Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). *Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

*групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация), *конкуренция (соперничество), *конфликт. *

Основные теории общения Интерактивная коммуникативная перцептивная стороны

*равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса; *равенство в признании активной коммуникативной роли друга; *равенство в психологической взаимоподдержке *

* 1. 2. 3. 4. Согласно теории обмена (Дж. Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт.

В основе теории лежат четыре принципа: чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать; если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения; когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения. *

Авторы Дж. Мид и Г. Блумер. Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий: *незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); *значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). *

*Автор Э. Гофман. Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других. *

*уместностью принятых управленческих решений; *четким распределением обязанностей среди сотрудников; *умелым разрешением конфликтов. *

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

К ним относятся: *познание и понимание людьми друга ( идентификация, эмпатия, аттракция); *познание самого себя в процессе общения (рефлексия); *прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). *

*умением устанавливать психологический контакт; *учетом особенностей коммуникативного воздействия; *аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения; *эффективностью использования вербальных и * невербальных средств общения.

Стадии общения.

Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

а)    Люди удовлетворены ею;

б)    Найдено и принято решение, с которым все согласны.

Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

  • Контакт.
  • Ориентация.
  • Поиск совместного решения
  • Принятие решения.

Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться  от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

Читайте также:  Бизнес леди: как создать преуспевающий образ начинающим

Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

Стадия «Контакт».  «Правило угла».  За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

Невозможно решить проблему, не установив контакта!

Правила вступления в контакт.

Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

Третье правило – сокращение социальной дистанции.

Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

Нужно уметь говорить;

Нужно уметь слушать;

Обращать внимания на невербальные проявления.

Карта реальности . Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

  • Любое произнесённое или прочитанное  слово вызывает у них образ.
  • У каждого своя собачка в голове.
  • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
  • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

  • Обобщение;
  • Упущение;
  • Искажение.

Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

Упущения.  Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

Самые большие ошибки людей.

  • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
  • Люди часто уверены, что  в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие  и только одна трактовка событий – их трактовка.
  • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

  • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
  • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

Можно выделить три способа слушания:

  • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
  • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но  в действительности, слушать не помогают.
  • Техники активного слушания.

Психология общения

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR — сокращенно «подростки о родителях») изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте Читать дальше Тест «Подростки о родителях»

Методика является визуально-вербальной, состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для Читать дальше Тест «Родители глазами ребенка»

Методика РАRI (раrеntаl attitude rеsеаrсh instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Читать дальше Тест «РАRI» — «Родительско-детские отношения»

Инструкция Хотите взглянуть на мужа глазами вашего ребенка и сравнить его мнение со своим? Вам предлагаются два перечня вопросов. Один — для вас, второй — для ребенка Читать дальше Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»

Инструкция Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Говорят ли с вами дети по душам Читать дальше Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»

Оцените поведение учителя по следующей шкале: Доброжелательность 3 2 1 0 1 2 3 Недоброжелательность Заинтересованность 3 2 1 0 1 2 3 Читать дальше Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя

Психология общения

I Испытываете ли вы потребность в общении с людьми? Скучно ли вам одному, хочется ли быть в обществе людей или, наоборот, вы испытываете удовлетворение, пребывая в одиночестве Читать дальше Программа изучения профессиональнопедагогической общительности

Инструкция Отметьте один из предлагаемых ответов на вопросы: «да» — если согласны, и «нет» — если не согласны. Текст опросника Вы должны помнить Читать дальше Тест «Любят ли вас люди?»

Самочувствие и оценка индивидом психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать. Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов Читать дальше Тест «Восприятие индивидом группы»

Инструкция Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем — справа и после этого обведите в средней Читать дальше Шкала оценки психологического климата в коллективе

Older »

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал