Направленность – Направленность личности – что это в психологии

Еще в период самого раннего антропогенеза возник процесс общественного производства, который никак не мог обойтись без необходимости учета профессиональной направленности. Когда древние люди только начинали жить общиной, труд довольно быстро был разделен, ведь даже самое примитивное хозяйство должно поддерживаться и быть защищенным от всех угроз, которых во все времена было предостаточно.

Подструктура направленности в системе

К первой подструктуре относятся моральные черты личности, которые выражаются через направленность и отношения субъекта. Навыки коммуникации, выхода из конфликтов, позитивного общения и другие формируются путем воспитания. В этой подсистеме, утверждает психолог, говорится о стремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, мировоззрении и идеалах, как о параметрах не только социального уровня (приобретенных только в ходе воспитания), но и социально-психологического. То есть речь идет и о воспитании, а также о самом сознании человека. Все вышеперечисленные характеристики действуют в личности наравне с переживаниями и разного рода познанием. Получается, что они также являются атрибутом сознания. Это значит, что психологические свойства личности, такие как желания, убеждения, идеалы и так далее, формируются и с помощью внутренних ресурсов личности, и в результате воздействия социального окружения человека.

Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.

Компоненты направленности личности:

Убеждение– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.

Установка– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Притязание– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.

Читайте также:  Кризис Среднего Возраста: Что Это Такое?

Влечение- недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Интерес– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.

Личностный смысл– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Потребность– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.

Виды направленности личности:

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе илиучебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

3. «Я-концепция»

«Я-концепция»- это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

Читайте также:  Аутофобия (боязнь одиночества) — симптомы, лечение, советы

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Направленность и мотивация

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Читайте также: 

Вообще, развитие личности в целом является скачкообразным процессом. Длительные периоды равномерного постепенного развития сменяются кратковременными периодами резких значимых изменений свойств личности. Эти периоды называются критическими моментами (или возрастными кризисами). Каждый возрастной период имеет свое значение, является необходимым и обязательным для становления личности. Это связано с тем, что в определенном возрасте появляются свои благоприятные условия для формирования конкретных свойств личности и психических функций. Сформированные на каждом этапе свойства и качества личности практически невозможно изменить, как и пройти этот опыт заново или компенсировать то, что вовремя не сформировалось. Поэтому образовательный и воспитательный процессы налагают большую ответственность на родителей и педагогов.

Мотивирующие факторы

Вам будет интересно:Какие слова можно составить из слова «доктор»: 21 пример

Ученым Ф. Херцбергом было определено стимулирование как факторы «гигиенические», наличие которых работников мотивировать не будет, но чувство неудовлетворенности собственной работой предотвратит. Высокая мотивация должна обеспечивать не только «гигиенические» стимулы, но и мотивирующие факторы, только в совокупности их люди получают источник направленности к профессии. Это более всего зависит от конкретных людей — их запросов и потребностей, а люди все разные. Именно поэтому для мотивации применяются самые разнообразные факторы: это материальное вознаграждение, благоприятные условия, созданные на рабочих местах, которые включают в себя и межличностные отношения (сотрудников между собой и начальника с подчиненными).

Важны и бытовые условия, и климатические, и стабильность в экономике в тот период, когда действует контракт, и наличие социальных гарантий, и соблюдение всех требований регионального трудового законодательства, и многое другое. Основные мотивы были категоризованы, и на их основе спроецирована теория мотивации к профессиональной деятельности. Понятие «мотив» у Херцберга рассматривается точно так же, как процесс движения к цели, а также подчеркивается зависимость его от индивидуальных потребностей субъекта. Таким образом, учет потребностей способствует плодотворной деятельности в конкретной профессии. Уже во второй половине двадцатого века ученые разработали основные процессуальные теории мотивации.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал