Такие заболевания возникают у детей дошкольного возраста и прогрессируют при отсутствии лечения. Они представляют собой реакцию личности на длительную или острую травму, ситуацию. Узнаем, почему возникают эти неврологические расстройства, как проявляются и каким образом лечатся.
Причины детских неврозов
Факторы, вызывающие невротические состояния, достаточно разнообразны. Чаще всего это:
- Неврозы у детей: симптомы и лечение …
- Детский невроз: Методы лечения, первые …
- Невроз у детей: симптомы и лечение …
- Невроз у ребенка. Виноваты родители …
- Виды и современные методы лечения …
- Изменения привычного образа жизни. Для ребенка травмой может стать переезд в другую квартиру, в сельскую местность из города.
- Начало посещения учебного учреждения. Это могут быть и школа, и детсад.
- Изменения в семье, к примеру, появление мачехи или отчима, приемного малыша, рождение младшего ребенка.
- Чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки. Часто в неблагополучных семьях детей заставляют много работать либо они постоянно становятся свидетелями скандалов между родителями.
- Психологические травмы, перенесенные мамой в период беременности, осложнения в родах, гипоксия плода. Эти состояния могут нивелироваться и не иметь существенного влияния на нервную систему ребенка, если он растет в теплой семейной атмосфере, любим, родители уделяют ему много внимания.
- Неправильное воспитание. Если родители предъявляют детям завышенные требования, слишком строго воспитывают — дети начинают их бояться. Часто причиной детских неврозов является нежелание родителей заниматься ребенком, гиперопека, авторитарность.
- Испуг. Если он сильный, то даже у малыша из благополучной семьи может возникнуть невроз.
Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и классификация заболевания
Невротическое расстройство у дошкольников — обратимое психогенное нарушение, которое представляет собой ответную реакцию ребенка на психотравмирующие обстоятельства. Симптомы различны и зависят от типа патологии, личностных характеристик больного. Общие проявления следующие:
- неустойчивость и резкие перепады эмоционального фона, настроения;
- повышенная слезливость и капризность по малейшим поводам;
- раздражительность, гипервозбудимость;
- непереносимость каких-либо внешних раздражителей: яркого света, определенного запаха, звука и т.д.;
- повышенная двигательная активность, возможны навязчивые движения при неврозе навязчивых состояний у детей дошкольного возраста;
- неустойчивость заинтересованности к играм и развлечениям;
- плохая концентрация внимания;
- нарушение аппетита и сна.
Психологические симптомы сопровождаются нарушениями психосоматики: головная боль в висках, тремор рук или ног, нарушение чувствительности тела, повышенная утомляемость — спутники невроза у детей. Виды расстройств:
- Невроз страха. Дошкольный период характеризуется повышенной склонностью к фобиям и страхам. Чаще всего такой тип патологии выражается в истериках или капризах перед сном. Причинами выступают: страх темноты, страх ложиться спать и засыпать. У немалого количества детей наблюдается страх посещения детского сада. В этой ситуации взрослым нельзя ругать малыша, наказывать и стыдить.
- Невроз навязчивых состояний проявляется в необычных движениях и привычках. Это может быть покусывание пальцев, обгрызание ногтей, выдергивание волос, раскачивания тела ритмичными однообразными движениями.
- Истерический невроз проявляется повышенной раздражительностью. Маленький пациент слишком бурно реагирует на родительское «нет» – демонстративно падает на асфальт, бьется руками и ногами о пол, кричит, рыдает.
- Патологический энурез — явление, которое происходит ночью после психотравмирующей ситуацией. Развитию энуреза способствуют родительские физические наказания, моральное давление, стрессы в жизни малыша. Кроме недержания мочи наблюдается повышенная плаксивость и капризность. Возможно появление тиков, заикания.
Понятие невроза в современной науке
Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].
По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].
Существуют определенные характерные особенности реактивных состояний, позволяющие отграничить их от других заболеваний. Наиболее распространенной точкой зрения на отличительные особенности реактивных состояний является «триада Ясперса» [1]:
- Психогенные заболевания вызываются психической травмой;
- Психическая травма находит отражение в содержании симптомов этих заболеваний;
- Реактивные состояния заканчиваются при прекращении действия вызвавшей их причины.
Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.
В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:
- По мнению В.Н. Мясищева (1939), «невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности» [2].
- С точки зрения Б.Д. Карвасарского (1980), «неврозы – это психогенные заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений» [1].
- По мнению В.Я. Сямке (1988), «неврозы – это функциональные болезненные состояния, возникающие и развивающиеся в условиях незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы) и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения» [1].
- По мнению группы отечественных ученых, «неврозы – обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами» [5].
Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.
Отличительные признаки неврозов обычно рассматриваются в рамках отличий неврозов от психопатий, которые так же относятся к пограничным состояниям: «неврозы – формы преимущественно приобретенные, возникающие у до того практически здоровых лиц, тогда как психопатические состояния в большей степени конституционально обусловлены … Первые отличаются парциальностью личностных расстройств, в результате чего возможна их компенсация. Для психопатий же типична тотальность этих расстройств … В формировании неврозов определяющее значение принадлежит внешним обстоятельствам, значение которых оказывается всегда большим, чем при психопатиях» [6]. Кроме того, отмечают такие отличительные особенности неврозов, как отсутствие нарушений интеллекта, сохранность критики (невротики относятся к своему состоянию как к болезни, в то время как психопаты больными себя не считают), отсутствие проявлений, характерных для других психических заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессив-ного психоза и т.д.) [1].
Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.
Невроз у вашего ребенка? Узнайте откуда это происходит
Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:
- инфантильность;
- малая мозговая дисфункция;
- пароксизмальность головного мозга;
- вегетососудистая дистония.
Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:
- агрессия;
- возбудимость;
- плохой сон;
- невнимательность;
- головные боли;
- бледность;
- дрожь пальцев;
- усталость.
Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.
События и потрясения
Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.
Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.
Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.
Инстинкты ребенка
Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.
Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:
- семейные конфликты;
- испуг, авария, травмы;
- давление родительской опеки и контроля;
- наследственная предрасположенность;
- чрезмерные умственные нагрузки.
Детская психика проявляет следующие симптомы:
- снижение аппетита;
- снижение работоспособности;
- упадок сил;
- потливость;
- нервный тик;
- истерики;
- головные боли;
- холодные руки и ноги.
Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.
Внутренние конфликты
Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.
Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.
И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:
- гиперопека;
- авторитарное;
- неприятие и нелюбовь;
- потворство;
- контраст;
- тирания.
Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.
Диагностика и лечение
Для диагностики астенического невроза врачи пользуются методом клинической беседы. Он говорит с родителями и ребенком. Врачу важно установить причину невроза – от этого зависит лечение. Чаще всего причиной выступают чрезмерные требования от ребенка или гиперопека. В таком случае назначаются сеансы семейной психотерапии.
Для детальной диагностики врач использует патопсихологические методики: тематический апперцептивный тест, методику незаконченных предложений или тест Люшера. Психологические методы помогают установить истинное отношение ребенка к родителям, выявить его переживания или спрогнозировать дальнейшее ведение пациента.
Лечение неврастении у детей – это коррекция образа жизни членов семьи, воспитывающих ребенка. Для этого назначаются сеансы у психолога или психотерапевта. Для нормализации психического состояния используются антидепрессанты, анксиолитики или седативные препараты. Улучшается настроение, сон и общая адаптация организма к негативным факторам.
- Неврозы у детей дошкольного возраста …
- неврозы у детей | симптомы лечение …
- Неврозы у детей и подростков — online …
- Неврозы у детей: симптомы, причины, лечение
- Детский невроз: Методы лечения, первые …
- Какие виды психических расстройств бывают
- Параноидное расстройство личности
- Что такое Расстройство адаптации
- Расстройство пищеварения
- Что такое пограничное расстройство
- Что такое Конверсионное расстройство
Симптомы невроза у подростков
Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:

- мнительность;
- боязнь, страх, неуверенность;
- раздражение на фоне усталости;
- нарушение сна;
- патологическая неуверенность, нерешительность;
- заниженная самооценка;
- плаксивость;
- излишняя обидчивость;
- снижение концентрации внимания.

Параллельно возникают физические недомогания:

- головокружение;
- боль в животе;
- повышенная потливость;
- учащенное сердцебиение;
- понос или запор;
- потеря аппетита;
- нарушение стула.

Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.

Симптомы невроза в подростковом возрасте усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.

Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:

- депрессия;
- бессонница;
- паника;
- плаксивость;
- отсутствие аппетита.

Итоги
Ваш малыш будет спокоен и жизнерадостен, адекватно реагирующий на все события, если, конечно, полностью обеспечить его благоприятными условиями, окружить заботой и вниманием. Семейный микроклимат должен быть хорошим, обходитесь без ссор, не показывайте ребенку своего плохого настроения. Тогда он и будет здоров, не понадобится лечение невроза.
Если все-таки нарушения в психическом развитии налицо, ребенок нервозен и непослушен, то самое время пойти к психологу или неврологу. В особых ситуациях необходима помощь психиатра. Могут участвовать педиатр, физиотерапевт, уролог, логопед и массажист. Главное – постараться полностью вылечить ребенка.
Психотравмы
Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).
- Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
- Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.
Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.
- Неврозы у детей дошкольного возраста …
- Центр общественного здоровья и …
- Детские неврозы — симптомы и лечение …
- Детский невроз: Методы лечения, первые …
- Детские неврозы: тики и навязчивые …
Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.
- В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
- Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.
Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.
Понятие невроза в современной науке
Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].
По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].
Существуют определенные характерные особенности реактивных состояний, позволяющие отграничить их от других заболеваний. Наиболее распространенной точкой зрения на отличительные особенности реактивных состояний является «триада Ясперса» [1]:
- Психогенные заболевания вызываются психической травмой;
- Психическая травма находит отражение в содержании симптомов этих заболеваний;
- Реактивные состояния заканчиваются при прекращении действия вызвавшей их причины.
Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.
В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:
- По мнению В.Н. Мясищева (1939), «невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности» [2].
- С точки зрения Б.Д. Карвасарского (1980), «неврозы – это психогенные заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений» [1].
- По мнению В.Я. Сямке (1988), «неврозы – это функциональные болезненные состояния, возникающие и развивающиеся в условиях незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы) и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения» [1].
- По мнению группы отечественных ученых, «неврозы – обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами» [5].
Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.
Отличительные признаки неврозов обычно рассматриваются в рамках отличий неврозов от психопатий, которые так же относятся к пограничным состояниям: «неврозы – формы преимущественно приобретенные, возникающие у до того практически здоровых лиц, тогда как психопатические состояния в большей степени конституционально обусловлены … Первые отличаются парциальностью личностных расстройств, в результате чего возможна их компенсация. Для психопатий же типична тотальность этих расстройств … В формировании неврозов определяющее значение принадлежит внешним обстоятельствам, значение которых оказывается всегда большим, чем при психопатиях» [6]. Кроме того, отмечают такие отличительные особенности неврозов, как отсутствие нарушений интеллекта, сохранность критики (невротики относятся к своему состоянию как к болезни, в то время как психопаты больными себя не считают), отсутствие проявлений, характерных для других психических заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессив-ного психоза и т.д.) [1].
Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.