Почему ребенок кусается и что делать в этом случае

Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

В чем опасность детского нытья

Наверняка каждый из нас сталкивался с примерами детского нытья по поводу и без. Например, недавно стала свидетелем такой картины в ресторане:

“Мама обращается к ребенку: Бери и надевай куртку, будем ехать домой.

Одежда лежит возле него.

Ребенок, ноя: я не знаю, где она.

Мама уже строже: Посмотри, вот же она, лежит прямо возле тебя.

Ребенок бросается на диван и начинает кричать: Я её не вижу, я не знаю где она.

Мама: Снова ты за свое?! Ты даже не попробовал её найти! Бросает ему курточку.

Ребёнок начинает кричать ещё громче, но без слёз.

В это время к столику подходит папа, видит привычную ситуацию.

Резко кидает маме: Постоянно ты с ним нянчишься!

Резким движением дёргает малыша, и за руку тащит его к выходу, раздетым”.

Уверена, каждый родитель хотя бы раз в жизни становился заложником подобной ситуации. Ребёнок ноет, не может сосредоточиться на задаче, протестует против всего и не может самостоятельно переключиться.

Какую же опасность таит в себе подобный опыт? Все взрослые когда-то были детьми, и именно в этот период закладывается структура личности. Ведь вы наверняка согласитесь, что тот, кто часто ныл в детстве, может превратиться в нытика по жизни? Все мы имели дело с такими людьми – практически на каждый вопрос у них заготовлен пессимистичный ответ, и после такого общения зачастую мы чувствуем себя опустошёнными.

Есть ли связь между капризами в детстве и взрослым пессимизмом? Безусловно! Каждый ребенок может ныть без повода в детстве, но только от родителя зависит станет ли это их манерой общения и восприятия в будущем или нет. Давайте разберемся вместе на чём основан взрослый пессимизм:

  • негативный образ мышления (люди плохие, они виноваты во всём; я плохой)

  • негативные чувства (низкая самооценка, не верю в себя, презрение к миру)

  • инертность (не вижу смысла что-то менять)

Пройдите тест на диагностику нытья вашего ребенка!

Каков итог?

Безынициативный, постоянно недовольный взрослый, а всему виной неверная реакция родителя на капризы в раннем возрасте.

Что нужно делать, чтобы закрепить детское нытьё?

  • забрасывать маленького человека вопросами — почему ты плачешь? что случилось? что тебя беспокоит? объясни словами?

  • тревожиться при каждом случае плача и нытья — показывая своему чаду, что каждая его, даже мимолётная эмоция значима, родитель формирует у него искажённое восприятие себя и мира;

  • жёстко критиковать малыша — например, пытаться заглушить его фразами “а ну, быстро перестань ныть”, “возьми себя в руки”;

  • потакать ему в любых капризах, лишь бы он успокоился — например, ребёнок увидел в магазине игрушку и начинает канючить. Объективно она ему не нужна, но родитель соглашается и покупает её, только бы заставить чадо переключиться на волну позитива;

  • проявлять агрессию, требуя «перестать капризничать» или подшучивая: «поплачь-поплачь, меньше в туалет сходишь!»

Причины детской лжи

  1.   Копирование поведения взрослых

Дети видят, что папы, мамы, бабушки, дедушки, друг другу врут. Это могут быть какие-то мелочи. Например, звонит какой-то друг, и мама по телефону начинает «отмазываться»: «Ой, я сейчас не могу, мы сейчас туда пойдем, туда пойдем, столько дел, извини!». А на самом деле за этими словами ничего не следует.

Причины детской лжи

Или родители обещают ребенку что-то сделать. Например, сводить в зоопарк или погулять после сна. А потом, по ряду даже объективных причин (погода испортилась, появились более неотложные дела), эти обещания не выполняют. Но ребенок воспринимает это уже как ложь. Ему пообещали и не выполнили.

Читайте также:  Если в браке стало скучно… Советы психолога. Мне скучно с женой

Очень часто, приводя ребенка в детский сад, взрослые используют такие формулировки как «Я сейчас пойду в магазин за хлебушком и вернусь». А возвращаясь, хлебушка никакого не приносят.  Ребенок и это воспринимает, как явный обман. Или часто бывают какие-то внутрисемейные ситуации, которые скрывают от детей. Например, кто-то из близких людей серьезно болеет, а родители это замалчивают.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых: Э — эффективная Н — неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование
1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса — твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование
2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания
3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты
4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины — только психологические Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ
Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу — для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа — также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Почему ребенок врет и что делать. Следствия детской лжи

Случается, наши дети врут. Не так ли? Очень часто так говорят молодые родители, преимущественно мамы, уверенные в том, что именно их ребенок прав.

Дело в том, что основная масса родителей склонна считать своих детей правыми. Я полностью поддерживаю данную склонность, поскольку мать всегда должна поддерживать свое дитя, а не наоборот. В редких случаях происходит так, что родитель, даже зная, что ребенок возможно прав, все равно потакает обвинителю. Как следствие — развитие фобий с глубокого детства.

Давайте разбираться в детской лжи. Дети врут по-разному, в разных ситуациях и эмоциональных состояниях. Ваше отношение, соответственно, так же должно быть разным.

Если подумать, то вранье — это не более чем проявление внутреннего дискомфорта ребенка, боязнь публичности или наказаний. Стоит понимать, что причина этого дискомфорта не кроется в содеянном для ребенка — она заложена в вашей реакции на СОДЕЯННОЕ.

Как следствие, дети придумывают так называемые «отмазки» в виде лжи — «разрядился телефон», «плохая связь», «потерял дневник», «он первый начал…» и так далее и тому подобное. Родителям стоит признать, что такого рода неправда, исключительно ихняя «заслуга» — ребенок не нуждается в наказании, но и в оправдании так же. Что же делать, как объяснить ребенку, что его поступок не правильный?

Ребенок виновен, бесспорно, но более адекватно, когда чувство вины поделится на двоих, кого то из родных, близких людей. Дети не совершают непоправимых поступков — все можно исправить, если вы донесете до ребенка эту истину, для вранья не останется ни малейшего повода. Ребенок сильно виноват, но он не одинок — это главное.

Случается по-разному. Иногда дети говорят неправду, чтобы понравиться родителям — «показать, доказать и улыбнуться», как говорят в народе. Как пример можно рассмотреть недовольство родителей учительницей, и ребенок начинает день ото дня «приносить» из школы все новые и новые факты ее поведения.

Лексикон такого ребенка изобилует словами — «Сегодня она опять…», «Дарья Александровна сказала…», «Она ругала сегодня Машку «ни за что»…». Такие истории, как правило, бесконечны и многогранны, все зависит от уровня интеллекта ребенка и его родителей.

Именно в этом случае стоит обратить повышенное внимание на ребенка. Жажда ябедничества происходит от вашего доверия, а сама манера жаловаться «выстроена» именно на платформе характера родителей, которые на подсознательном уровне постоянно ищут виноватых в своей жизни.

Не стоит забывать о вашем, родительском, «Он не врет, он просто фантазирует!», согласен, есть и такое. Определенный период развития ребенка диктует схожесть с невинным враньем, оно же — фантазия. Если углубиться, эта неправда не так уж невинна — в детстве «овраг» между реалиями и желаниями очень велик, не редко он провоцирует психические расстройства у детей.

Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться

Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.

1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.

2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.

3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».

4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.

5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.

6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».

А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.

Ребенок врет сверстникам

Иногда даже самые честные дети позволяют себе в общении со сверстниками прихвастнуть или соврать. Судить строго их здесь, наверное, не стоит, хотя и поощрять, конечно, тоже. Здесь вранье носит характер самоутверждения.

Если кто-то из одноклассников рассказал, что дома у него есть очень интересная вещь и произвел тем самым на всех впечатление, трудно не «поставить» его на место, сказав, что это вовсе не новинка — и она есть у каждого.

Часто хочется рассказать что-то удивительное про своих родителей, чтобы все знали, что они лучше всех! К таким способам самоутверждения обычно прибегают дети, у которых на самом деле не все хорошо в семье. И, пытаясь это скрыть, они описывают «прекрасные» черты характера папы и мамы или их «положение» в обществе, чтобы предупредить вопросы, на которые им было бы неудобно отвечать.

  • Игрушки, вещи придумывают больше те дети, которые на самом деле обделены всем этим, но им очень хочется, хотя бы своем воображении, владеть этим «богатством». В таких ситуациях родителям есть о чем задуматься: либо попытаться исправить отношения в семье, либо, если это касается материального мира, научить ребенка правильно относиться к вещам – ценить их, но не ставить превыше всего.

Рекомендовано для Вас:

  • Ребенок врет. Что делать?
  • Ребенок капризничает. Что делать?
  • Как отучить ребенка от грудного вскармливания?
  • Как отучить ребенка кусаться ?

Post Views: 329

Что делать родителям?

Как отучить ребенка тащить все в рот? Дети во всем подражают родителям, поэтому начинать нужно с себя: не использовать зубочистки, выбрасывать упавшую на пол еду и пищу. Также стоит попрощаться с вредными привычками (перестать грызть ногти, наконечники ручек и карандашей).

Что делать родителям?

Важно четко разграничивать вещи, которые можно и нельзя брать в рот. Запрет не должен выглядеть, как прихоть родителей, поэтому каждое свое решение нужно аргументировать. Если ребенок пытается взять с пола ватную палочку, следует сказать ему, что она невкусная, грязная и ей можно подавиться

В качестве альтернативы можно предложить печенье со стола (если хочется есть) или специальный прорезыватель (когда режутся зубки). Задача взрослых во время воспитания – придерживаться одной модели поведения. Требования, запреты и разрешения должны исходить от всех родственников и быть постоянными.

Что делать родителям?

Если причина кроется в стрессе или недостатке внимания, следует окружить малыша любовью и заботой. Ребенок должен понимать, что рядом есть родители, которые всегда успокоят его и поддержат.

Если проблема вызвана прорезыванием зубов, нужно купить специальное приспособление для облегчения зуда (некоторые из них обладают охлаждающим эффектом). Длительное сохранение привычки требует обращения к врачу, сдачи анализов и проведения необходимых обследований. Возможно, ребенок нуждается в лечении.

Что делать родителям?

Ребенок должен всегда понимать, чем обусловлен тот или иной запрет.

Мотивы для вранья детей после лет

  • Попытка завоевать родительское внимание.
  • Защита своих друзей.
  • Самоутверждение.
  • Защита собственных секретов.
  • Боязнь наказания, унижения, стыда.
  • Проблемы с коммуникацией в классе, коллективе.
  • Ограничение и установка личных границ. Попытка ограничить тотальный родительский контроль.

Если у вашего чада наблюдаются единичные случаи вранья, то это нормально. Но если вранье становится системой, это уже хороший повод посетить психолога. Родителям нужно разобраться, что такое творится в жизни маленького человека, что вынуждает все время его врать.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал