Развитие мышления у детей с использованием творческого подхода.

Все дети после рождения теми или иными способами стремятся к познанию окружающего мира. В самом начале они пытаются вникнуть в суть наиболее простых вещей, найти какие-то общие связующие звенья. На основании первичных знаний ребенок, в дальнейшем, уже способен рассуждать об общепринятых понятиях и доносить свои размышления до окружающих его людей. Таким образом, происходит возникновение и развитие мышления у детей.

Как развивается детское мышление

С момента рождения малыша, его умственные способности начинают постепенно возрастать, одновременно с физическим развитием. Такое гармоничное сочетание является наиболее оптимальным для нормальных детей.

В процессе становления детского мышления один за другим проходят три этапа:

  • На первом этапе, наглядно-действенное мышление направлено на решение самых простых задач. Малыш начинает интересоваться игрушками пока еще на уровне обычных ощущений, пытается выявить какие-то причинно-следственные связи. Например, если крутить и вертеть погремушку, она будет обязательно издавать определенные звуки.
  • Второй этап характерен наглядно-образным мышлением, когда ребенок уже не все проверяет только руками. Он вполне может мысленно представить ситуацию, с которой сталкивался ранее. Так же хорошо он представляет и ее последствия. Таким образом, все более или менее значимые события прочно закрепляются в детской памяти.
  • На третьем этапе мышление ребенка постепенно становится словесно-логическим. Он пытается выразить свои мысли с помощью слов и уже способен дать определение какому-либо понятию. Как правило, дети, перешедшие на стадию логического мышления, способны подвергать анализу, сравнению и классификации большинство явлений, действий и предметов, присутствующих в окружающей обстановке.

Однако родители не должны останавливаться на достигнутом уровне. Логическое мышление ребенка нужно дальше развивать и совершенствовать.

Что такое когнитивное развитие

Когнитивным развитием называют развитие мышления у детей, в ходе которого они осмысляют, познают и постигают вещи и явления. Это включает в себя развитие знаний, способностей, умения решать задачи и диспозиций, которые помогают детям осмысливать и понимать окружающий мир. Согласно Википедии, когнитивное развитие охватывает становление всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие также можно называть умственным, потому что оно затрагивает мышление и умственные процессы. Развитие собственно мозга (различных мозговых структур) – это неотъемлемая часть когнитивного развития.

Как известно, в первые пять лет жизни дети быстро и активно развиваются. Их формирование разворачивается в четырех важных плоскостях:

  1. Моторное (физическое) развитие.
  2. Язык и коммуникация.
  3. Социально-эмоциональное развитие.
  4. Когнитивное развитие.

Умственное развитие человека зависит от целого ряда факторов, и влияние их не всегда однозначно и одинаково. Основными из них являются:

  • генетические факторы;
  • протекание беременности у матери;
  • факторы окружающей среды (например, питание, достаточная психическая стимуляция);
  • число детей в семье;
  • социально-экономическое положение семьи;
  • влияние школы и методов обучения;
  • личностные особенности ребенка и родителей, как, например, темперамент, личный стиль обучения и усвоения материала и пр.;
  • личностные качества родителей, к примеру, высокий уровень интеллекта или творческих способностей, нонконформизм и пр.;
  • и другие факторы.
Читайте также:  Направленность – Направленность личности – что это в психологии

То, насколько умственно развит будет человек, зависит от разных предпосылок, однако сам процесс когнитивного развития протекает у всех людей довольно схожим образом, проходя через основные стадии. Первым, кто выделил важные фазы развития мышления у детей, был швейцарский исследователь Жан Пиаже (1896-1980). Его теория и открытия оказали огромное влияние на последующее совершенствование психологической теории и понимание детского развития, и явились в некотором виде революционными.

Теория Жана Пиаже широко известна и изучается в настоящее время, хотя и была дополнена и скорректирована более современными исследованиями и открытиями. Она дает возможность приоткрыть завесу над тем, как ребенок приобретает мыслительные навыки и развивает свое мышление, логику, восприятие и умение решать задачи. Ее стоит рассмотреть более подробно.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

Уже на раннем этапе развития ребенка с нарушениями речи наблюдается темповая задержка формирования психических процессов, и в первую очередь мышления. Полученный практический опыт из повседневного манипулирования предметами и восприятия явлений хуже обобщается и фиксируется в его сознании, ему сложно вычленять правильное решение из нескольких ошибочных попыток. По этой причине в дальнейшем ему тяжело решать какие-то задачи в уме, опираясь на перенос способа действия. О чем я говорю, давайте рассмотрим на примере.

Представьте ребенка, пробующего соединить разрезанную на три части картинку с изображением цыпленка. Нормотипичный малыш, повернув несколько раз детальки, быстро найдет подходящие стороны, в крайнем случае, он запомнит шаблон выполнения, который покажет взрослый. Ребенок с нарушениями мышления и речи вряд ли сообразит, даже прокрутив 20 раз две детальки между собой, какой вариант сложения дает полное изображение. И не факт, что после оказания помощи он усвоит материал и в следующий раз сделает все верно.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

К сожалению, такие детки не достаточно анализируют свои действия и речь взрослых для нормального планирования. У них плохо связаны между собой все три важных компонента: действие – образ – речь. Оттого и представления формируются фрагментарно и разрозненно. Соответственно, замедляется темп развития логики, страдает познавательный интерес, и ребенок попросту отстает в развитии, не будучи при этом умственно отсталым.

Краткая характеристика мышления детей с нарушениями речи

В общих чертах особенности мышления и мыслительных операций у ребенка с нарушенным развитием речи выглядит примерно так:

Особенности мышления детей с нарушениями речи
  • он плохо различает, сравнивает похожие предметы (задания на поиск сходств и отличий, распределение по цветам, сбор в классификации);
  • слабо устанавливает общие признаки, делает сериацию (те же классификации, распределение по размерам и формам, игры «назвать одним словом», «четвертый лишний», расставление предметов в определенном порядке и т.д.);
  • плохо обучается счету, знаково-символическим изображениям, не понимает пространственно-временные понятия, абстрактные смыслы;
  • теряет связь в сложных цепочках, где взаимосвязаны несколько событий и операций (найди только овощи и распредели их по цветам в разные стороны);
  • хуже конкретизирует (что ты знаешь о кошках), абстрагируется (покажи только овальные игрушки), анализирует (из каких фигур состоит домик), синтезирует (составь домик из данных фигур);
  • хуже усваивает информацию из речи окружающих.
Читайте также:  Как жить без любви: советы, которые дают психологи

Посмотрите на картинку ниже. Обычный ребенок 4-5 лет сможет легко определить, какие события были сначала, а какие потом. Он без проблем расставит их в логическом порядке. А вот малыш с особенностями развития речи и психики вряд ли справится с поставленной задачей.

Попробуйте предложить особенному ребенку 3 лет назвать или хотя бы показать пальчиком всех насекомых с картинки ниже, и вы поймете, что он затрудняется это сделать. Он может тыкать пальчиком на всех живых существ, не различая насекомых и птиц. В худшем случае он не покажет ничего. Если есть добавочные диагнозы в виде СДВГ, моторных нарушений, задача становится непосильной в силу многофакторности нарушений.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

Я проходила эти этапы со своей дочкой и видела, насколько сломана у нее связь между важными звеньями в развитии мышления. Мы несколько лет, по истине, творили вместе с ней чудеса и на самом деле «воскрешали» ее мышление, начиная с самого простейшего типа – наглядно-действенного! Посмотрите на эту картинку с заданием.

Анюта прекрасно знает в свои 6 лет про сад и огород, обладает глубокими знаниями по классификациям «Овощи» и «Фрукты», но до сих пор может допускать ошибки, особенно ситуативные. Ей тяжело вычленить с такого объема зрительных символов только фрукты и приписать их к теме «Сад». Я прошу проговаривать хотя бы фразами (задействуем речь), и она долго думает и формирует свое высказывание. И все равно на выходе есть либо логические ошибки, либо речевые. Возьми я на тест ее знания по каждой теме вне усложненного контекста, она бы выдала кучу полезной информации, показав свой хороший лексический запас и знания об окружающем мире. Но моя задача состоит в том, чтобы все-таки выйти на нормальный уровень словесно-логического мышления, которым обладают ее сверстники, и в этом пока прогресс небольшой, хотя он, стоит признать, есть.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней — прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая — максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров — эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Читайте также:  Атония кишечника симптомы и лечение у ребенка

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Советы, как помочь развитию мышления ребенка.

Мы хотим обеспечить практичный и простой в применении подход для веселой и образовательной деятельности. Существует множество простых способов помочь мозгу активизировать деятельность. С помощью этих способов можно стимулировать мозг своего ребенка, улучшить его навыки критического мышления, и помочь малышу вырасти отличным деятелем. Вот несколько мероприятий для этого , которые можно проводить со своим ребенком.

Как развивать мышление у ребенка в младенчестве.

  • Пой своему малышу.
  • Играй ему музыку.
  • Читай своему ребенку каждый день.

Как развивать мышление у малыша.

  • Играть в прятки с предметами.
  • Решать с ребенком головоломки.
  • Играть в кубики с ребенком.
  • Рисовать со своим малышом.

Так нужно учить ребенка решать проблемы в возрасте 2-3 лет.

  • Сортировка объектов по цвету, размеру и форме.
  • Помогай ребенку «создать» его собственную книгу, написав ему слова, пока он рисует картинки.
  • Нужно обеспечить своего ребенка играми для развития воображения.
FORMULAT - медицинский глянцевый журнал