Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

Эмоция (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.

ОБНОВЛЕНИЯ

26 сентября 2020, 09:32:44

Blogpost

08 июня 2019, 16:18:59

Токсикозы при кишечных инфекциях

08 июня 2019, 16:10:24

Токсикозы при кишечных инфекциях

07 июня 2019, 22:59:05

Острый обструктивный ларингит (круп) у детей

09 мая 2019, 16:13:23

Заболеваемость

27 апреля 2019, 16:00:00

Амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения

24 апреля 2019, 01:02:18

Недостаточность питания у детей раннего возраста

17 апреля 2019, 22:26:23

Желчно-каменная болезнь: лечение

17 апреля 2019, 22:21:37

Желчно-каменная болезнь: диагностика

17 апреля 2019, 22:07:42

Желчно-каменная болезнь: этиология и патогенез

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Что это такое: понятие

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения

English version: Padun M.A. Emotion regulation and its disorders Институт психологии, Российская академия наук, Москва, Россия

Сведения об авторе Литература Ссылка для цитирования

Представлены теоретические основания для анализа специфики процессов регуляции эмоций в контексте изучения психологических предикторов развития эмоциональных нарушений. Рассмотрены нейробиологические, психологические, межличностные и социокультурные факторы, влияющие на предпочтение тех или иных стратегий регуляции эмоций. Обобщены стратегии регуляции эмоций в соотношении с отдельными психическими расстройствами. Обозначены возможности конструкта «регуляция эмоций» в оценке эффективности психокоррекции и психотерапии. Ключевые слова: эмоции, регуляция эмоций, нарушения регуляции эмоций, подавление эмоций, когнитивная переоценка, привязанность

Читайте также:  Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний

Психологические проблемы современного общества выражаются в росте эмоциональных расстройств в западных культурах, который становится поистине социальным бедствием. Повышение стрессогенности окружающей среды в виде мощных потоков информации, террористических угроз, природных катаклизмов в сочетании с идеологией культа успеха и достижений предъявляют жесткие требования к жизнестойкости и ресурсам современного человека. Печально то, что со стороны общества и государства идет запрос на «выдерживание» и стойкость к психическим нагрузкам, тогда как субъективное благополучие человека, качество его жизни, наличие в ней радости и других позитивных эмоций остается за пределами внимания общественных и государственных структур. Итог такого невнимания – рост числа тревожно-депрессивных расстройств, выгорание, синдромы хронической усталости, – то есть те клинические и субклинические феномены, которые связаны с энергетическим дисбалансом, недостатком психических сил. Основной источник психических сил – положительные эмоции – на сегодняшний день перестали быть ценностью, предметом заботы и внимательного обхождения, несмотря на обилие развлекательной индустрии и доступность различных возможностей. В связи с вышесказанным большую научную и практическую ценность представляет исследование тех процессов и механизмов, которые лежат в основе динамики эмоциональных состояний человека, а именно – осознанных и неосознанных процессах регуляции эмоций и настроения. В настоящей статье будет дано определение понятия «регуляция эмоций», проведен анализ его соотношения с близкими по содержанию конструктами. Далее будут описаны нейробиологические, психологические, межличностные и социокультурные механизмы и процессы, которые задействованы в регуляции эмоций. Последняя часть статьи будет посвящена рассмотрению дисфункциональных форм регуляции эмоций в их соотношении с психическими расстройствами.

Деятельность

Деятельность — это активность человека (совокупность действий), направленная на до­стижение сознательно поставленных целей, связанных с удов­летворением его потребностей и интересов, регулируемая осознанной целью.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Читайте также:  Астенический синдром: симптомы, диагностика, лечение

Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность(систематичность).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок– действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Психология различает виды деятельности: игру, учение, труд, общение.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд-это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Структура деятельности:

(личные, общественные) — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

(близкие, дальние) — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

и приёмы /Действия– это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.

Действия характеризуются следующими особенностями:

1. Действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок — что делать если ребенок гиперактивный

2. Внешние действия неразрывно связаны с сознанием.

3. Через понятие «действие» утверждается принцип активности.

4. Действия могут быть: внешними (привлеченными или предметными), выполняемыми в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств;внутренними (умственными), выполняемыми в уме.

4. Операции (система движений)- характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или не осознаются, могут возникнуть в результате непосредственного подражания или путем автоматизации – это составляющая часть действия, направленного на предмет и им обусловленного.

Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называют интериоризацией.

Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемого в форме приемов и действий с предметами.

К структурным элементам деятельности относятся: знания, навыки, умения, привычки.

Знания – опыт, трансформировавшийся в систему представлений и понятий, в памяти.

Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Умение – способность осознанно выполнить определенное действие. Умения всегда опираются на знания. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, двигательные навыки и пр.

Привычка – это действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Единая концепция сознания и эмоций

Юрий Иосифович Александров формулирует представление об эмоциях с точки зрения системной психофизиологии. Системный подход позволяет более глубоко определить место эмоций в организации мозговых процессов. Проводится разделение между поведением и эмоциями, причем последние определяются как феномен сенсорной сферы, эквивалент сознания. Такое понимание эмоций заставляет иначе расставить акценты в понимании самого сознания. Согласно изложенному материалу: «Эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации („хорошо-плохо“). Сознание характеризует реализацию систем, формирование которых на более поздних этапах развития обусловливает прогрессивное увеличение дифференцированности в соотношении организма и среды и усложнение поведения. Все системы направлены на достижение положительных адаптивных результатов поведения»[10]

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал