Виды нарушений при школьной дезадаптации

Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.

Что такое десоциализация

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Диагностика

Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.

Карта наблюдений

Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:

  • недоверие к людям, вещам, ситуациям;
  • депрессия;
  • уход в себя;
  • тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • тревога в отношении сверстников и других детей;
  • асоциальность;
  • враждебность к детям;
  • неугомонность и неусидчивость;
  • эмоциональное напряжение;
  • признаки неврозов;
  • неблагоприятные условия развития;
  • проблемы в сфере сексуального развития;
  • умственная отсталость;
  • болезни и патологии;
  • физические недостатки.

В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.

Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.

Младшие школьники

Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.

Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):

  • родительское отношение к ребенку;
  • готовность (неготовность) к школе;
  • леворукость;
  • неврозы и невротические симптомы;
  • инфантильность;
  • гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
  • инертная нервная система;
  • слабая произвольность психических функций;
  • недостаток учебной мотивации;
  • астенический синдром;
  • нарушения интеллектуальной сферы.

Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).

Подростки

При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:

  • тесты акцентуаций личности;
  • тест тревожности Филлипса;
  • методику «Дом. Дерево. Человек»;
  • метод незаконченных предложений;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • тест Томаса (поведение в конфликтах);
  • Q-сортировка (анализ самооценки);
  • СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
  • тест ценностных ориентаций;
  • Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
  • Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».

В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:

  • Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
  • Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
  • Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
  • Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
  • Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
  • Чувство неполноценности.
  • Возбудимость и конфликтность.
  • Неадекватная самооценка.
  • Побеги из дома и (или) школы.
  • Девиантное поведение.
Читайте также:  Бывший парень уходит в армию. Ваш парень ушел в армию

Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается. Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Типы взаимодействия ученика и учителя

Поговорим о видах школьной дезадаптации, пора перейти к коррекционным мероприятиям. Вопрос «что делать?» мы будем поднимать в течение всего лекционного курса. А вот на вопрос «как делать?» постараемся найти ответ уже сейчас.

Взаимодействие учителя и ученика бывает двух типов: учебно-дисциплинарное или личностно-ориентированное. Все дети переживают период школьной дезадаптации. Вопрос только в том, как долго он длится у разных учеников и как легко ребята справляются со своими проблемами. Депрессивность, враждебность, чувство неполноценности к концу года выше у тех детей, чьи педагоги придерживаются учебно-дисциплинарной модели обучения. Приветливость по отношению к незнакомцам, доброжелательность по отношению к одноклассникам, доверие к учителям выше у детей, чьи педагоги используют личностно-ориентированную модель взаимоотношений, уже к середине года уровень тревожности, расторможенности, уход в себя во второй группе намного ниже.

Учителя первой группы склонны недооценивать способности детей. Для них главная цель – вложить в ребенка как можно больше знаний. В основе их взаимодействия с учениками лежат диктат и опека. Наказания и наставления используются чаще, чем подбадривание и поощрение. Вторая модель в большей степени направлена на развитие сотрудничества. Учителя, выбрав такую модель взаимоотношений, подбирают методики обучения, направленные на развитие логического мышления, творческих способностей. В первый и второй периоды (начальная школа, переход в среднюю) мы рекомендуем придерживаться личностно-ориентированного типа взаимодействия. В третий период (подростковый кризис 6-8 классов) хорошо работает учебно-дисциплинарная модель. При ориентации педагога только на мотивацию и интерес ученика, на установление контакта с ним у подростка может быть потерян навык обучения как таковой.

Главное в коррекционной работе – использование собственного потенциала ребенка. Наше взаимодействие с учеником будет эффективным только тогда, когда мы войдем в единое с ним эмоциональное поле. Используя методики эмоционального заражения, формирования базового доверия, можно добиться гораздо боле высоких результатов, нежели при директивном обучении каким-либо навыкам. Более того, дезадаптированный ребенок, выпадая на каникулах или во время болезни из учебного процесса, может полностью утратить приобретенные навыки и откатиться назад в интеллектуальном развитии. Чтобы этого не произошло, необходимо ориентироваться на интерес ребенка, исходить из его потребностей и возможностей.

Читайте также:  7 реальных причин, почему мужчины бросают женщин

Ряд приемов и высказываний поможет педагогу установить с ребенком особый контакт, и это станет базой для преодоления школьных трудностей.

При разговоре с родителями и ребенком не стоит говорить о его неуспешности: «Он не может, не читает, плохо пишет». Лучше ориентировать ученика и его родителей на будущий успех: «Ты можешь писать лучше, побольше читай…» Используйте суждения-прогнозы, не фиксируясь на уровне существующих «неумений». Личностно-ориентированные учителя не стесняются выражать свои чувства по отношению к детям: «Я огорчен, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя все получилось хорошо».

Для сравнения можно привести высказывания учителей первого типа: «Я заставлю тебя… я научу тебя… ты будешь…», и учителей второго типа: «Давай подумаем, что тебе интересно… давайте вместе поиграем с Петей… Ваня не такой, но это не значит, что он не уживется в нашем классе».

В качестве наглядного примера можно предложить тест для самоконтроля «Какой вы педагог?». Мы нашли этот тест на сайте Тюменского нефтегазового университета. Но, предложив его педагогам обычных школ, поняли, что он вполне соответствует нашим представлениям об обучении. Мы предлагаем вам оценить, какой тип взаимоотношения с детьми вы выбираете.

Вашему вниманию предлагается ряд суждений, касающихся процесса обучения и воспитания.

Если вы согласны с тем или иным суждением полностью, поставьте напротив него балл «5». Если в большой степени согласны, чем не согласны, — «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, — балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».

методические рекомендациипрограммы обучения

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы:

101 балл и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимся;

91 – 100 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

81 – 90 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия.

Оценив свое место в учебном процессе, можно теперь перейти к описанию конкретных приемов преодоления школьных трудностей в зависимости от периода, в который развилась школьная дезадаптация, и основных факторов, лежащих в ее основе.

Гендерная специфика проявлений ПШД

По мнению Кагана Е.В., психогенная школьная дезадаптация наиболее распространена среди мальчиков и в меньшей степени среди девочек. Такая разница объясняется биологическими, семейными факторами, полоролевыми особенностями развития и воспитания детей. Под биологическим фактором подразумевается более высокая уязвимость нервной системы мальчиков к возникновению пограничных психических расстройств, в сравнении с группой девочек. Относительно полоролевых особенностей воспитания отмечают большее давление на мальчиков в процессе воспитания с меньшим, чем у девочек, диапазоном приемлемости особенностей их поведения, как фактор, способствующий большей уязвимости к возникновению школьной дезадаптации. Количественное преимущество в школьном коллективе женщин также отмечается как условие, способствующее благоприятному развитию девочек в большей степени, чем мальчиков. 

Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Дезадаптация в паре – очень интересное и малоизученное понятие. Малоизученное в смысле как раз классификации, поскольку проблемы дезадаптации зачастую волнуют родителей по отношению к их детям и практически всегда игнорируются по отношению к ним самим.

Тем не менее, хотя и редко, данная ситуация может возникнуть, ведь за это в ответе дезадаптация личности — обобщенный термин нарушений приспособленности, как нельзя лучше подходящий для использования здесь.

Дисгармония в паре – одна из причин расставаний и разводов. К ней относятся несовместимость характеров и взглядов на жизнь, отсутствие взаимных чувств, уважения и понимания. Вследствие этого появляются конфликты, эгоистичное отношение, жестокость, грубость. Отношения становятся «больными», особенно если из-за привычки никто из пары не собирается отступать.

Читайте также:  Дети с задержкой психического развития: диагностика

Психологи также заметили, что в многодетных семьях такая дезадаптация проявляется редко, зато ее случаи учащаются, если пара живет вместе с родителями или другими родственниками.

Причины школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация возникает по многим причинам. Можно выделить четыре группы факторов, способствующих ее появлению.

Первая группа факторов связана с особенностями самого процесса обучения: насыщенностью программ, быстрым темпом урока, школьным режимом, большой численностью детей в классе, шумом на переменах. Дезадаптация, вызванная этими причинами, именуется дидактогенией, ей более подвержены дети физически ослабленные, медлительные в силу особенностей темперамента, педагогически запущенные, имеющие низкий уровень развития умственных способностей.

Вторая группа связана с неправильным поведением педагога по отношению к ученикам, а вариант дезадаптации в этом случае называется дидаскалогенией. Этот вид дезадаптации часто проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее зависим от учителя. Грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в поведении ребенка. В наибольшей степени возникновению дидаскалогений способствует авторитарный стиль общения учителя с детьми.

По данным М.Е. Зеленовой, процесс адаптации в первом классе идет более успешно при личностно-ориентированном типе взаимодействия педагога с учащимися. У детей складывается положительное отношение к школе и учению, не возрастают невротические проявления. Если же учитель ориентирован на учебно-дисциплинарную модель общения, адаптация в классе проходит менее благоприятно, затрудняется контакт между учителем и учеником, что порой приводит к полному отчуждению между ними. К концу года у детей нарастают негативные личностные симптомокомплексы: недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебное отношение к взрослым и детям, депрессивность. Наблюдается снижение самооценки.

Б. Филлипс рассматривает различные школьные ситуации как фактор социального и учебного стресса и угрозы для ребенка. Обычно социальная угроза ассоциируется у ребенка с отвержением, враждебностью со стороны учителей и одноклассников или с недостатком дружелюбия и принятия с их стороны. Учебная угроза связана с предчувствием психологической опасности в учебных ситуациях: ожидание провала на уроке, боязнь наказания за неуспех со стороны родителей.

Третья группа факторов связана с опытом пребывания ребенка в детских дошкольных учреждениях. Большинство детей посещают детский сад, и этот этап социализации очень важен для адаптации в школе. Однако само по себе пребывание ребенка в детском саду не гарантирует успешности его вхождения в школьную жизнь. Многое зависит от того, насколько хорошо ему удалось адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дезадаптация ребенка в детском саду, если не были предприняты специальные усилия по ее устранению, «переходит» в школу, при этом устойчивость дезадаптационного стиля чрезвычайно высока. Можно с определенной уверенностью утверждать, что застенчивый и робкий в детском саду ребенок, будет таким же и в школе, то же самое можно сказать и об агрессивных и чрезмерно возбудимых детях: их особенности, скорее всего, лишь усугубятся в школе.

К наиболее надежным предвестникам школьной дезадаптации относят следующие особенности ребенка, проявляющиеся в условиях детского сада: агрессивное поведение в игре, низкий статус в группе, социально-психологический инфантилизм.

По мнению ряда исследователей, дети, не посещавшие детский сад или какие-либо кружки и секции до школы, испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьной жизни, к коллективу сверстников, поскольку имеют лишь незначительный опыт социального общения. У детсадовских детей более низкие показатели школьной тревожности, они спокойнее относятся к конфликтам в общении со сверстниками и учителями, увереннее ведут себя в новой обстановке школы.

Четвертая группа факторов, способствующих возникновению дезадаптации, связана с особенностями семейного воспитания. Поскольку влияние семьи на психологическое благополучие ребенка в школе очень велико, целесообразно рассмотреть эту проблему более подробно.

FORMULAT - медицинский глянцевый журнал